Памятные места ТУРИЗМ

ОТКРЫТИЕ И ГИБЕЛЬ ДУБЫНИНСКИХ ПИСАНИЦ

В прошлом году в нескольких номерах газеты (№43 — №49) мы рассказали об истории создания  музея «Ангарская деревня» и о том, что без Октября Леонова и многих других людей образцы деревянного зодчества средней Ангары — свидетельство того, что русская культура существует здесь уже несколько сотен лет —  могли исчезнуть навсегда.  Однако не все братчане знают, что в эти же годы не удалось спасти Дубынинские писаницы —  мировой памятник истории каменного века, который, вероятно, ничуть не менее ценен, чем алтайский Аркаим эпохи «бронзы». С большой долей вероятности Дубынинские писаницы утеряны навсегда. В этом номере «Знамени» вы можете прочитать историю их открытия и утраты, а также увидеть некоторые из произведений древних художников.

ОТКРЫТИЕ И ГИБЕЛЬ ДУБЫНИНСКИХ ПИСАНИЦ

Когда-то, по меркам каменного и бронзового веков, территория Братска и района была густо населена. Если вы хотите побывать в местах, где тысячи лет назад точно ступала нога сибирского аборигена, просто пройдитесь по берегу Курчатовского залива –  вот здесь, например, она ступала, именно здесь в начале 70-х нашли каменные орудия труда.

Только на территории, прилегающей к водохранилищу, известно более двухсот стоянок древнего человека. И надо понимать, что эти поселения на возвышенностях – явление не частое. Под воду, вероятно, ушли ещё сотни и сотни стоянок и артефактов, которые были расположены ближе к Ангаре. Разумеется, на протяжении тысячелетий все эти «наследившие люди» жили не одновременно. Фантастическим образом оказавшись вдруг шесть тысяч лет назад на горе Пихтовая, вероятно, вы бы не увидели вокруг обозримого пространства даже нескольких дымящихся костров (возможно, в какое-то время здесь вообще была степь), но факт – эта территория была привлекательна для жизни всегда.

Первые наскальные рисунки на реке Ангаре были открыты еще в 1725 году экспедицией Даниила Готлиба Мессершмидта, которую снарядил Пётр Первый.

Экспедиции академика Окладникова* тоже находили писаницы.** В сущности, считалось, что Ангара исследована чуть больше, чем полностью, и ничего нового и уникального найти здесь невозможно.

В самом начале ноября 1975 года, когда в Долгом пороге Ангары, он же Дубынинский, работала экспедиция по подготовке к вывозу диабазовых блоков с наскальными рисунками, найденными А.П. Окладниковым в 1937 г. и мной в 1974 г.,  попросил я бакенщика Ивана Дубровина отвезти меня на правый берег порога, походить, поискать… наскальные рисунки. 

Октябрь Леонов, «Путь к звёздному часу»

Газета «Советская молодёжь» 10 августа 1976 года

Иду искать

«Внезапно – перед Леоновым открылись первые картины, точно окно в каменный век. Извивались под ударами змеевержца каменные змеи, лениво шевелили плавниками каменные рыбы, а загадочные лица с круглыми глазами походили на портреты космических пришельцев».

<…>

Позже Леонов скажет мне, что он эти рисунки ВЫЧИСЛИЛ, рассчитав место возможной галереи. Очевидно, надо просто хорошо искать. Столетиями ходили люди рядом с картинами и не находили ничего. И Окладников ходил там в сороковых годах, и группа из Новосибирска работала – нет ничего. А Леонов взял и нашел.

Николай Кривомазов

Источник: Газета “Знамя”, январь 2023г. https://zn-bratsk.ru/otkrytie-i-gibel-dubyninskih-pisanic/

Похожие записи

«МОЯ МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВНЯ — ХУДОБОК…»

Из Братского района в город Братск на вечное хранение

Братский район войдет в туристическую схему территориально-пространственного планирования макротерритории «Байкал»