2023 Экспертно - аналитические мероприятия

Информация по результатам экспертизы проекта решения Думы Братского района «О бюджете муниципального образования «Братский район» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»

Проектом решения предлагается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), нормативными правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования, на основании поручения Думы муниципального образования «Братский район» от 16.11.2023 №202 утвердить основные характеристики районного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Так, доходы на 2024 год прогнозируются в объеме 3 037 706,9 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 566 622,9 тыс. руб. или 18,7% общего объема доходов районного бюджета, безвозмездные поступления – 2 471 084,0 тыс. руб. (81,3%).

Доходы на 2025 год в сумме 2 800 422,3 тыс. руб., из них объем налоговых и неналоговых – 589 150,0 тыс. руб. (21,0%), безвозмездных поступлений – 2 211 272,3 тыс. руб. (79,0%); на 2026 год в сумме 2 749 251,2 тыс. руб., из них объем налоговых и неналоговых – 612 187,1 тыс. руб. (22,3%), безвозмездных поступления – 2 137 064,1 тыс. руб. (77,7%).

При анализе структуры источников формирования доходов местного бюджета – преобладающим источником являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – до 81,3% от общей суммы доходов бюджета, что говорит о высокой зависимости от финансовой помощи области.

Прогнозируемое снижение безвозмездных поступлений в 2024 году по сравнению с ожидаемым исполнением 2023 года обусловлено тем, что в проекте закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» объём части межбюджетных трансфертов запланирован в целом в рамках государственных программ Иркутской области, но не распределён между бюджетами муниципальных образований Иркутской области (в частности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов), или распределён не полностью.

Расходы районного бюджета предлагаются на 2024 год в объеме 3 080 202,9 тыс. руб.; на 2025 год – 2 844 608,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы – 18 600 тыс. руб.; на 2026 год – 2 795 165,2 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы – 38 450 тыс. руб.

Расходная часть бюджета в предстоящем трехлетнем цикле сформирована на основе 22 муниципальных программ муниципального образования «Братский район». Общий объем расходов на реализацию муниципальных программ на 2024 составит 3 038 878,4 тыс. руб. (98,7% в общем объеме расходов), на 2025 – 2 789 746,8 тыс. руб. (98,7% от общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов), на 2026 – 2 732 454,7 тыс. руб. (99,1% от общего объема расходов без учета условно утвержденных).

Объем финансового обеспечения непрограммных направлений деятельности на 2024 составит 41 324,5 тыс. руб., на 2025 – 36 261,5 тыс. руб., на 2026 – 24 260,5 тыс. руб.

Исходя из прогнозируемого объема поступлений доходов и планируемых расходов бюджета, бюджет района все три года планируется дефицитным: в 2024 дефицит запланирован в размере 42 496 тыс. руб., или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что соответствует ограничениям ст. 92.1 БК РФ. В 2025 – 44 186 тыс. руб. (7,5%), в 2026 – 45 914 тыс. руб. (7,5%). Источники финансирования дефицита бюджета предусмотрены в необходимом объеме, в виде привлечения кредитов кредитных организаций (42 496,0 тыс. руб., 65 434,0 тыс. руб. и 99 879,0 тыс. руб. соответственно).

Соблюдены ограничения, установленные ст.107,111 БК РФ, в частности, верхнего предела муниципального внутреннего долга, расходов на обслуживание муниципального долга. Верхний предел муниципального внутреннего долга предусмотрен на 1 января 2025 года в объеме 42 496,0 тыс. руб., на 1 января 2026 года – 86 682,0 тыс. руб., на 1 января 2027 года – 132 596,0 тыс. руб.  Расходы на обслуживание муниципального долга предусмотрены проектом на 2024 год – 3 950,0 тыс. руб., на 2025 – 6 025,0 тыс. руб., на 2026 – 10 410,0 тыс. руб.

Проект бюджета сформирован на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, одобренного распоряжением мэра Братского района от 15.11.2023 №530.

В соответствии с требованиями ст.169 БК РФ и ст.11 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Братский район», утвержденном решением Думы Братского района от 26 ноября 2014 года №14 (далее – Положение о бюджетном процессе), проект бюджета составлен сроком на три года: очередной финансовый год (2024) и плановый период (2025 и 2026 годы).

Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом бюджета, а также сам проект по составу и содержанию, в целом, соответствует требованиям ст.184.2 БК РФ и ст.14 Положения о бюджетном процессе.

В соответствии со ст.65 БК РФ формирование расходов районного бюджета осуществлялось в соответствии с расходными обязательствами за счет средств соответствующих бюджетов. По результатам анализа соблюдения требований ст. 21 БК РФ и приказа Минфина России от 24.05.2022 №82н «Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» расхождений не выявлено.

Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда определен исходя из прогнозного объема доходов бюджета, с учетом порядка формирования и использования бюджетных средств дорожного фонда МО «Братский район», утвержденного решением Думы Братского района от 27.11.2013 №250 и запланирован на 2024 в сумме 73 273,4 тыс. руб., 2025 – 58 075,2 тыс. руб., 2026 – 22 820,5 тыс. руб.

В структуре расходов по-прежнему наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование социальной сферы: в 2024 году 70,3% или 2 165 778,2 тыс. руб. от общего объема расходов, в 2025 году – 71,4% (или 2 018 879,9 тыс. руб.), в 2026 году – 73,6% (или 2 028 585,1 тыс. руб.).

Анализ общих подходов по формированию расходной части районного бюджета, с учетом прогнозного объема и структуры доходов, позволяет сделать вывод о недостатке бюджетных средств муниципального образования в 2024 году в среднем около 40%. Параметры бюджета будут корректироваться при уточнении объема межбюджетных трансфертов в ходе исполнения бюджета.

За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование широкого круга вопросов местного значения, закрепленных за органами местного самоуправления. КСО Братского района в своем заключении рекомендовало с целью увеличения налогового потенциала, собираемости налогов и неналоговых платежей муниципального образования обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение доходной части районного бюджета.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия КСО Братского района делает вывод, что Проект бюджета Думы Братского района «О бюджете муниципального образования «Братский район» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства, сбалансирован, параметры бюджета обоснованы, обстоятельств, препятствующих принятию его Думой Братского района не установлено.

Заключение от 01.12.2023 №55 направлено в Думу муниципального образования «Братский район», Мэру муниципального образования «Братский район».

Похожие записи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 33 по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза проекта бюджета Наратайского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

КСО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ №47 на проект решения Думы Братского района «О внесении изменений в решение Думы Братского района от 28.12.2022 года №378 «О бюджете муниципального образования «Братский район» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 26.09.2023г.

КСО

Заключение № 17 на годовой отчёт об исполнении бюджета за 2019 год Куватского МО

Дума