Сообщения Прокуратуры Братского района

Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора

Данное преступление не является общеизвестным, однако в последнее время, к сожалению, получает распространение, в связи с чем, полагаем, необходимо разъяснить основные вопросы его квалификации.

В первую очередь необходимо кратко разъяснить сущность административного надзора. Сам по себе административный надзор не является ни уголовным наказанием, ни видом освобождения от наказания, ни иной мерой уголовно-правового характера. Административный надзор – это самостоятельная правовая форма принудительного воздействия для предупреждения преступлений, правонарушений и индивидуальной профилактики (ст. 2 Закона об административном надзоре). Устанавливается административный надзор судом, при этом в судебном решении указываются конкретные ограничения и срок его действия. В 2011 году уголовный кодекс РФ (УК РФ) был дополнен ст. 314.1, предусматривающей ответственность за уклонение от административного надзора со стороны совершеннолетнего вменяемого лица, освобожденного из мест лишения свободы, имеющего неснятую/ непогашенную судимость, и в отношении которого судом установлен административный надзор. Цель преступления – желание уклониться от административного надзора.

Виновный (поднадзорный) осознает общественную опасность деяния, поскольку он точно знает и понимает, что своими действиями нарушает специальные ограничения или не выполняет соответствующие обязанности, т.к. его уведомляют об установлении в отношении его административного надзора и постановке на учет в орган внутренних дел (ОВД), ему разъясняют индивидуальные ограничения и порядок выезда за пределы территории, объявляют график явки для регистрации. В конечном итоге, поднадзорного предупреждают об уголовной ответственности за самовольное оставление места жительства.

Видами уклонения от административного надзора являются:

1. самовольное оставление поднадзорным места жительства или места пребывания.

2. неприбытие лица по месту жительства после освобождения из мест лишения свободы.

В подавляющем большинстве случаев преступление совершается первым способом, поэтому данного вида уклонения необходимо коснуться подробнее.

Обращает на себя внимание тот факт, что уголовная ответственность установлена не только за самовольное оставление места жительства – это место, где лицо постоянно или преимущественно проживает, но и за самовольное оставление поднадзорным лицом места своего пребывания, под которым понимается временное местонахождение поднадзорного, например гостиницы, пансионаты, туристические базы, общежития, реабилитационные центры, дома-интернаты или приюты.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 г. “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” разрешение на пребывание вне места жительства либо пребывания поднадзорного, ему дает орган внутренних дел в связи с исключительными личными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых установлен в указанной норме. К таким исключительным обстоятельствам относятся, например, тяжелая болезнь близкого родственника, необходимость получения поднадзорным медицинской помощи, стихийные бедствия, обучение за установленными судом пределами территории, решение некоторых вопросов трудоустройства и т.п.

Уклонение от административного надзора в виде самовольного оставления места жительства является длящимся преступлением, началом которого является фактическое оставление жилого или иного помещения, которое официально определено как место жительства или место пребывания поднадзорного. Фиксация этого факта возможна при нарушении административных ограничений, установленных судом.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела началом самовольного оставления может стать обнаружение отсутствия поднадзорного в жилом помещении в определенное время суток (в частности, при запрете покидать место жительства в ночное время) либо неявка в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации (устанавливается от одного до четырех раз в месяц). Соответственно,

окончание деяния фиксируется в момент добровольной явки поднадзорного в ОВД либо в момент его задержания, т.е. когда длящееся преступление прерывается. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” ст. 314.1 УК РФ “Уклонение от административного надзора” дополнена частью 2, установившей ответственность за неоднократное нарушение поднадзорным административных ограничений, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления либо против общественного порядка и общественной безопасности либо посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Следует отметить, что объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, не сводится к простому набору административных правонарушений, а представляет собой деяние, которое одновременно должно обладать признаками неоднократности и сопряженности. Так, лицом, в отношении которого установлен административный надзор и которое ранее два раза в течение одного года привлекалось к административной ответственности по ч. 1 и по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за несоблюдение установленных ему судом административных ограничений, совершается новое аналогичное деяние, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ). Например, мелкое хулиганство, если оно совершается во время нахождения лица в запрещенных ему для посещения местах проведения массовых мероприятий или пребывания вне жилого помещения в запрещенное время суток.

Помощник прокурора Братского района юрист 1 класса А.В. Каминский

Похожие записи

Особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в 2020 году

«Особенности привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений с административной преюдицией»

Условия получения статуса малого и среднего предпринимателя