Сообщения Прокуратуры Братского района

«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Вопросы, связанные с установлением административного надзора, урегулированы нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также ст. 314. 1 УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 314.1 УК РФ уголовная ответственность наступает за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление, им места жительства или пребывания не образуют состава данного преступления. Таким могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных законом (например, невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию и др.).

Кроме этого, законодатель предусмотрел также уголовную ответственность и за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом ограничений, установленных судом.

Так, согласно ч. 2 ст. 314.1 УК РФ неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего

на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно – эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

За данный состав преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательнее работы на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Также согласно примечанию к указанной статье неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Таким образом, административный надзор за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, устанавливается на основании вступившего в законную силу решения суда. Осужденный должен быть уведомлен об установлении в отношении него административного надзора, налагаемых в связи с этим ограничениях, а также об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Уголовное дело по факту уклонения лица от административного надзора может быть возбуждено при наличии сведений об установлении надзора, ознакомлении с этим поднадзорного, данных, подтверждающих факты неприбытия либо самовольного оставления без уважительных причин избранного места жительства или пребывания. Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление, им места жительства или пребывания не образуют состава данного преступления, могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Ссылки свидетелей и подозреваемого на наличие уважительных причин должны быть проверены путем истребования подтверждающих документов, а также производства следственных действий.

Похожие записи

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Правила пожарной безопасности

Изменения в жилищном законодательстве