Сообщения Роспотребнадзора

«Ремонт бытовой техники: как не лишиться денег?»

Поломка телевизора или холодильника может стать вдвойне неприятным событием, если нарваться на мошенников, которые маскируются под ремонтные мастерские и сервисные центры. Мы разобрались, как не попасться на их удочку, не потерять время и деньги и вернуть технику к жизни.

«Несуществующие поломки»

Телефон выскользнул из рук, ударился об асфальт, экран треснул. Редкий владелец смартфона не сталкивался с подобной ситуацией. Мошенники об этом знают и давно придумали множество схем, как лишить денег или телефона неловкого владельца.

Самая распространенная схема выглядит так: владелец телефона находит в интернете телефон сервисного центра, оставляет заявку, ему рассчитывают стоимость замены экрана (как правило, незначительные деньги), а затем к клиенту приезжает курьер и забирает смартфон на ремонт. 

Дальше владельцу телефона поступает неприятный телефонный звонок. Мастер рассказывает, что заменой экрана не обойтись: при падении пострадало не только стекло, но и, например, матрица. Понятно, что такой ремонт стоит дороже: 5, 7, а то и 10 тысяч рублей. Многие владельцы, стремясь вернуть свой смартфон к жизни, скрепя сердце, платят. Другие, заподозрив подвох, пытаются вернуть технику. Но сделать это не так просто: нужно заплатить за выезд курьера, сборку-разборку телефона и диагностику. Как правило, за это тоже набегает ощутимая сумма.

«Даже не собирались ремонтировать»

Поломка стиральной или посудомоечной машин – еще одна золотая жила для мошенников. Классическая схема выглядит так: владелец техники заметил, что машинка перестала набирать воду, нашел в интернете телефон сервисного центра, там  за диагностику и вызов мастера попросили символические 500 рублей.

Далее начинается представление: специалист разбирает машинку, при этом приговаривая, как все запущено, затем сообщает, что ремонт обойдется дороже покупки новой техники. Ценник за такую «диагностику» вырастает кратно ввиду сложности конкретного случая. Если владелец бытовой техники платить отказывается, то ему после этого предлагается собрать машинку самостоятельно.

Часто перед такими «мастерами» не стоит задачи отремонтировать технику. Многие из них этого делать просто не умеют. Их работа заключается лишь в том, чтобы взять деньги с клиента за диагностику: чем больше, тем лучше.

«Забрали и не вернули»

Отдавая в ремонт пылесос, его можно больше никогда не увидеть. Мало кто об этом знает, но это тоже одна из распространенных мошеннических схем, граничащая с кражей. Сначала человека пытаются уговорить на дорогостоящий ремонт, а после могут месяцами не возвращать «отремонтированную» технику под разными предлогами.

В таких ситуациях часто не помогают ни звонки, ни угрозы написать заявление в полицию, ни обещания обратиться в суд. Дело в том, что пылесос к этому моменту может уже радовать нового владельца, который выгодно его купил через популярный сайт с объявлениями.

Такая схема основана на выдаче липовых договоров сервисного обслуживания. Название центра сервисного обслуживания в «документе» может быть вольной фантазией, а юридический адрес либо не соответствовать действительности, либо отсутствовать вовсе.

«Взяли деньги за ремонт по гарантии»

Если техника сломалась в гарантийный период, это еще не значит, что ее отремонтируют бесплатно. Гарантийные обязательства в договоре могут быть прописаны неконкретно. Клиенту в сервисе в таком случае могут торжественно объявить, что замена модуля управления в кофемашине под гарантию не попадает, и… попросят деньги.

Также на рынке существует большое количество компаний, которые лишь маскируются  под официальные сервисные центры. Сайт практически один в один, вежливые девушки в колл-центре, бесплатный выезд курьера для того, чтобы забрать кофемашину. После – стандартная схема: хотите вернуть технику, тогда заплатите. Лишь оказавшись в такой ситуации, человек часто выясняет, что обратился не в официальный сервисный центр.

«Как не ошибиться в выборе сервисного центра?»

Конечно, большинство сервисных центров в России работают честно, а мошенничество – это, скорее, исключение из правил. Однако, чтобы не нарваться на злоумышленника, важно следовать нескольким правилам.  

В случае поломки лучше обращаться в официальный сервисный центр компании-производителя.

Верные контакты можно найти на гарантийном талоне, либо через официальный сайт производителя. Крупные поставщики, как правило, указывают все адреса своих центров обслуживания. Если не вышел гарантийный срок, то ремонт произведут бесплатно.

Однако ремонт не по гарантии у официального дилера может стоит дорого, поэтому многие ищут способы сэкономить и обращаются в сторонние организации. Первое, на что нужно обратить внимание в таком случае, – отзывы. При этом важно доверять не количеству звезд, а именно живым комментариям от клиентов. Большое количество предупреждений об обмане говорит о том, что в такой центр лучше не обращаться.

Также можно воспользоваться услугами частных мастеров, которые размещают данные на сайтах популярных объявлений. Здесь критерий отбора такой же: чем выше оценка и лучше отзывы, тем меньше вероятность остаться недовольным оказанной услугой.

Не лишним будет проверить поставщика услуг по ИНН. Компания-однодневка может сразу себя выдать.

Что должно насторожить?

  • Слишком «кричащие» сайты, где есть таймер обратного отсчета времени до окончания какой-то акции или настойчиво всплывает окно с предложением перезвонить;
  • Навязчивые звонки сервис-менеджеров с предложением отремонтировать технику выгодно и даже со скидкой;
  • Слишком низкая заявленная цена за ремонт;
  • Невразумительный договор сервисного обслуживания, часто без печати на одном листе формата А4;
  • Сложности с объяснением того, что в действительности сломалось;
  • Слишком большая сумма за диагностику;
  • Отказ вернуть технику по первому требованию.

Что делать, если поздно распознал мошенников?

Если ремонт любимого, но уже пожившего чайника вышел в копеечку, а его так и не вернули, можно написать заявление в полицию или обратиться в суд. Владельца техники защищает закон о защите прав потребителей.

Часто мошеннические организации либо вовсе не регистрируют свою деятельность, либо постоянно меняют название, юридический адрес и телефоны. Найти концы в такой ситуации бывает непросто. К тому же, в полиции могут отказаться принимать заявление ввиду низкой суммы ущерба.

Также успех в оспаривании услуги будет зависеть от договора обслуживания. Если это филькина грамота, то доказать свою правоту едва ли удастся. 

Все же проще не пытаться вернуть технику и деньги из плена мошенников, а не попадаться на их удочку изначально. Вокруг достаточно порядочных компаний и мастеров, главное при выборе подходящего – проявить осторожность и немного внимания. 

Похожие записи

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области с 11 по 15 марта 2024 года проводится “Горячая линия”

Пресс-служба

Памятка для водителей, родителей и продавцов детских товаров

Уважаемые жители Братского района!