Походы. Экскурсии. ТУРИЗМ

Школьный музей – хранитель традиций

Школьный музей является эффективным средством воспитания подрастающего поколения и одним из ключевых звеньев образовательной и воспитательной работы в школе.

Во многих образовательных организациях Братского района имеются школьные музеи, руководители которых формируют интерес познания истории родного края. Именно о таком человеке сегодня мы хотим рассказать.

Мария Владимировна Дмитриева руководит историко-краеведческим музеем Харанжинской школы три года. За это время она пополнила экспонатами уже имеющиеся экспозиции – «Односельчане – фронтовики», «Атубский ЛПХ», сама создала еще две – «Комната русской старины» и «СССР».

Школьный музей – хранитель традиций

Немного истории образования поселка. Основан поселок Харанжино в 1960 году и являлся базовым поселком с населением 3200 человек.  Большая часть жителей работает в Атубском ЛПХ. Леспромхоз занимался лесоочисткой ложа водохранилища Братской ГЭС, строительством объектов жилого фонда и соцкультбыта, оказывал помощь колхозам в уборке урожая. Вся новейшая техника испытывалась в леспромхозе, в суровых сибирских условиях. Поселок рос, численность жителей превысила пять тысяч человек. Помимо леспромхоза в Харанжино работали и другие предприятия: Междуреченский химлесхоз, Отдел рабочего снабжения (ОРС) Атубского ЛПХ, общеобразовательная школа, музыкальная школа, детский сад, ясли, Дом быта. На базе ОРСа развивалось подсобное хозяйство. Связь с городом Братском помимо автомобильного транспорта через паромную или ледовую переправы осуществлялась самолетами АН-2 и в период навигации на судах типа «Метеор».

За высокие показатели трудовой деятельности работники леспромхоза были награждены правительственными наградами, а сам леспромхоз в 1974 году – «Орденом Красного Знамени. На базе проводились Международные социалистические соревнования, в которых работники леспромхоза показывали отличные результаты. В 2001 году Атубский ЛПХ был преобразован в ЛЗУ. В экспозиции музея «Атубский ЛПХ» представлены фотографии, дипломы, значки, книга почета и многое другое, что может рассказать о людях и их жизни.

В экспозиции «Комната русской старины» основой стали импровизированная русская печь, прялка, ухват, старинная форма для выпекания пряников. В «Горнице» есть вышитые прабабушками салфетки, прялка, самовар, посуда, корзины и другие экспонаты домашнего обихода. Дети, приходя сюда, учатся уважать свое историческое прошлое и чтить народные традиции.

Школьный музей – хранитель традиций
Школьный музей – хранитель традиций

«Односельчане – фронтовики» – в экспозиции собрано большое количество экспонатов о земляках-участниках Великой Отечественной войны. Жители поселка приносили в музей свои реликвии: ордена, медали, извещение о без вести пропавшем солдате, фронтовые письма и, конечно же, старые фотографии. 

Школьный музей – хранитель традиций

Мария Владимировна, постоянно пополняет фонды музея, в том числе и своими личными памятными предметами. Помимо работы в музее, Мария Владимировна уже более 20 лет ведет театрально-хореографический кружок «Трубадур», проводит урок «Разговоры о важном» и возглавляет местный Совет ветеранов. В художественном оформлении экспозиций ей помогает коллега Олеся Валентиновна Григорьева.

Школьный музей – хранитель традиций
Школьный музей – хранитель традиций

Отметим, что в октябре историко-краеведческий музей Харанжинской школы занял 3 место регионального этапа конкурса цифровизации фондов и экспозиций школьных музеев «Школьный музей – цифровой формат», в номинации «Лучший сельский школьный музей». Конкурс проводится в рамках федерального партийного проекта Партии «Единая Россия» «Историческая память». Участие школьных музеев в конкурсе позволяет не только сохранить эксклюзивные экспонаты в цифровой форме, но и привлекает, обучает подрастающее поколение школьников использованию современных цифровых технологий в музейной деятельности. Это дает прекрасную возможность рассказать об истории своих деревень, сел и поселков широкой аудитории. В сентябре этого года музей отметил своё семнадцатилетие.

Многие люди живут и не задумываются о том, как жили люди на этом месте ранее, чем занимались, о чём мечтали и какие события происходили. Музей помогает эффективно участвовать в воспитании подрастающего поколения. Образовательно-воспитательный процесс происходит в особой предметно-пространственной среде, где школьник ощущает свою сопричастность к предметам, фактам, конкретным людским судьбам.

Похожие записи

«Турдесант» в Братском районе

Пресс-служба

Администрация Братского района приглашает на презентацию проекта «Турдесант»

Пресс-служба

Экспедиция в село Кобь

Пресс-служба