В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 248-ФЗ) уточнен порядок проведения государственного и муниципального контроля (надзора).
Теперь вышеуказанным Законом предусмотрен механизм обязательных профилактических визитов, проводимых в частности по следующим основаниям:
– в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
– в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых, утверждается положением о виде контроля. Обязательный профилактический визит в указанном случае проводится не позднее шести месяцев с даты представления такого уведомления;
– а также, при наступлении события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок.
Необходимо акцентировать внимание, что теперь обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения, а также при его проведении подразумевается, что инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу. Кроме того, по итогам проведения такого профилактического визита, может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в случае, если нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
Кроме того, уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита может послужить основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении уклонившегося лица.
Помимо вышеуказанного основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, Закон № 248-ФЗ также регламентирует следующие основания для проведения таких мероприятий:
1) выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае, если представление такого уведомления является обязательным, или без лицензии, предусмотренной для видов деятельности, указанных в пунктах 6- 91, 11, 12, 14-17, 19-21, 24-31, 34-36, 39, 40, 42-55 и 59 части 1 статьи 12 Федерального закона от
04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», или без предоставления в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений, необходимых для регистрации в указанной информационной системе, в случаях, если представление таких сведений является обязательным, с извещением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в течение двадцати четырех часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля»;
Дополнительно обращаем внимание, что будет увеличен срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.7.5-1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности либо осуществление указанными лицами предпринимательской деятельности без представления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.1.2 настоящего Кодекса) в случае, если представление такого уведомления является обязательным) – с трех месяцев до одного года.
Также будет увеличен максимальный размер штрафа за совершение административного правонарушения, выраженного в представлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения на должностных лиц с 10 тыс. рублей до 12 тыс. рублей, для юридических лиц с 30 тыс. рублей до 48 тыс. рублей. В случае повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ, для должностных лиц до 25 тыс. рублей, для юридических лиц до 60 тыс. рублей.
Налоговые органы теперь будут наделены правом передавать Роспотребнадзору сведения об адресе и о месте установки (применения) контрольно-кассовой техники и дате сформированного с ее применением первого кассового чека (бланка строгой отчетности) за реализуемые товары (результаты работ, оказанные услуги).
Новой редакцией статьи 60 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что решение контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, также принимаются при наличии следующей достоверной информации:
– о причинении или непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда (ущерба) здоровью граждан;
– о причинении вреда (ущерба) или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) обороне страны и безопасности государства;
– о нарушении обязательных требований, соблюдение которых является условием осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, аккредитации, включения в реестр, аттестации; об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, эпидемий;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, эпидемий;
– при поступлении информации о реализации алкогольной или табачной, никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним.
– при поступлении материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении оперативно-розыскных мероприятий изъятии продукции (товаров), оборудования (средств) для ее производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу, от дознавателей, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также материалов об изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, оборот которых осуществлялся с нарушением обязательных требований, от органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Обращаем внимание, что, в соответствии с частью 12 статьи 66 Закона № 248-ФЗ предусмотрена возможность проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно в случае:
– необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и устранению нарушений обязательных требований, с извещением органа прокуратуры о проведении КНМ и без уведомления контролируемого лица;
– в случае выявления (в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей) по результатам выездного обследования нарушений к продаже товаров, маркированных идентификационными знаками (часть 9 статья 75 Закона № 248-ФЗ) может незамедлительно проводиться контрольная закупка, не требующая согласования с прокуратурой и оформления решения о проведении КНМ).
Кроме этого, контролируемые лица теперь вправе в досудебном порядке подать жалобу в вышестоящий контрольный орган на:
– решения об обязательных профилактических визита;
– об отнесении объектов контроля к категории риска;
– об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица.
Ознакомиться с указанными, а также с другими изменениями в Законе № 248-ФЗ, можно на официальном интернет-портале правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/.