Все мы не понаслышке знаем, что развитие современных информационных технологий помимо ощутимого положительного эффекта привнесло в нашу жизнь и такое негативное явление как IT-преступность. Проблемы противодействия ей в настоящее время приобрели исключительный характер.
Развитие сети Интернет, внедрение мобильных приложений банков и других кредитных организаций позволяют получать доступ к информационным ресурсам, цифровым денежным средствам из любой точки мира. Одновременно с этим прослеживается закономерная тенденция к трансформации мошенничеств в плоскость информационных технологий.
За последние 5 лет рост IT-мошенничеств по стране в целом в общей массе преступлений, предусмотренных ст.159 Уголовного кодекса, увеличился с 72 до 88%.
В Иркутской области данный показатель за минувший год превысил 86% (5904 из 6862) и составил около 6 тысяч деяний, в то время как, еще пятью годами ранее – по итогам 2019 количество дистанционных мошенничеств не доходило и до 2 тысяч (1771).
При этом, суммарный ущерб, причиненный жителям области от IT-хищений, по итогам 2024 составил, 2,6 млрд. рублей, в то время как еще годом ранее он не превышал 2 млрд.
10 декабря прошлого года Президент страны на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека отметил, что в отношении наших граждан осуществляется массированная информационная атака с территории недружественного государства, которую осуществляют соответствующие структуры и курируемые ими специализированные организации.
Они используют вредоносное программное обеспечение, включая вирусы-шифровальщики, фишинговые сайты, специальную технику, электронные платформы и колл-центры, осуществляющие мошеннические звонки с подменных номеров, внедряют новые инструменты: мессенджеры, виртуальные АТС, социальные сети, сим-банки и сим-боксы.
Против нас действуют не рядовые мошенники, размещающие объявления в сети Интернет о продаже несуществующего товара, хотя встречаются и такие, а опытные психологи и IT-специалисты, которые тщательно планируют свои деяния, используя персональные данные граждан, полученные как из открытых, так и закрытых источников, именно поэтому жертвами преступников становятся все категории населения вне зависимости от возраста, образования, профессии или рода занятий, включая и работников правоохранительных органов.
Пожилых людей мошенники чаще обманывают под предлогом того, что их близкий родственник попал в беду и по его вине пострадал другой человек. По этой схеме звонок потерпевшему поступает на стационарный телефон, которым «по старинке» пользуются именно люди преклонного возраста. Звонящие могут представляться следователями, сотрудниками ГИБДД, врачами, работниками иных служб, говорить, что родственник или знакомый престарелого совершил ДТП и для лечения пострадавшего, а также за непривлечение виновного к ответственности нужна определенная денежная сумма. После этого передают трубку вымышленным родственникам, которые, действуя сообща, по заранее разработанной схеме, плачущим голосом, чтобы его было невозможно распознать, подтверждают слова своего подельника.
В такой стрессовой ситуации пожилые люди не способны объективно оценить обстановку и сами домысливают, что ведут разговор с кем-то из родственников или знакомых, называя их имена, которые преступники используют в дальнейшем разговоре.
По другой, наиболее распространенной на сегодня схеме, звонки от преступников поступают на мобильные телефоны граждан.
Звонящие, представляясь работниками банков или правоохранительных органов, сообщают потенциальным жертвам о том, что в отношении них совершаются мошеннические действия и злоумышленники, получив доступ к их личному кабинету в банковском приложении или на портале госуслуг, пытаются оформить кредит, который нужно получить раньше мошенников в рамках отведенного лимита времени, а денежные средства перевести на так называемые безопасные или резервные счёта, которых в действительности не существует.
При звонках жителям области могут применяться и другие преступные схемы, например, поступить предложение оказать содействие сотрудникам правоохранительных органов в поимке телефонных мошенников для чего будут использованы их денежные средства, в том числе заемные, полученные под контролем псевдополицеских, которые в последующем будут им возвращены.
Сознательность и доверчивость граждан, убедительность преступников, к сожалению, увеличивает количество потерпевших от реализации такой схемы обмана.
Нередко людям сообщали, что денежные средства с их счета поступают в поддержку украинской армии и они будут привлечены за измену Родине. Для подтверждения своих слов говорили о возбуждении в отношении них уголовных дел и необходимости вывода денег на другие счета, в ряде случаев даже демонстрировали несуществующие процессуальные документы.
Следует отметить, что получение гражданами крупных заемных денежных сумм в разных банках становилось возможным при одновременной подаче заявок при еще чистой кредитной истории.
Нередко звонкам мошенников предшествовали звонки, якобы, от операторов сотовой связи, которые, называя личные данные жертвы, сообщали об истечении срока действия договора или телефонного номера, просили назвать высланный в смс код.
Вместе с тем, как мы знаем, операторы связи по таким вопросам не звонят, договор предоставления услуг мобильной связи действует бессрочно.
После получения кода доступа к личному кабинету банка или портала госуслуг и, соответственно, персональным данным граждан, злоумышленники создавали стрессовую для них ситуацию.
Действуя далее в рамках реализации такой преступной схемы, мошенники оправляли будущей жертве сообщение от имени специалиста портала госуслуг с указанием подменного телефонного номера службы техподдержки, перезвонив по которому граждане попадали на их сообщников.
Также нередко после взлома личного кабинета на портале госуслуг преступники сами звонили гражданам и убеждали их перевести свои сбережения, в том числе заемные, на безопасные или резервные счета.
В ряде случаев гражданам сообщали, что мошенники пытаются продать их квартиру или иную недвижимость, а также транспортные средства и, что это нужно сделать раньше мошенников, в результате люди теряли еще и своё имущество.
Нередко мошенники использовали современные возможности технических средств связи для подмены номера звонящего, в том числе поступающего из-за рубежа и копирующего российскую систему нумерации.
В результате применения подобной схемы гражданам поступали звонки, якобы, из правоохранительных или иных органов, перезвонив по которым, люди могли удостовериться в их принадлежности государственным структурам.
Визуально такой звонок ничем не отличался от подлинного. На экране телефона можно было видеть код России с префиксом +7, далее код Иркутска – 3952 и соответствующий шестизначный номер телефона.
Нередко звонки из других стран копировали российскую систему нумерации за исключением лишь префикса, то есть уникального числового кода, используемого для идентификации соответствующей страны, состоящего из одной или нескольких цифр, расположенных в начале номера. Например, государство Вьетнам имеет префикс +84, Япония +81, Тайвань +886 и т.д.
Распространение получили способы обмана граждан, когда разговору с преступником предшествовало сообщение от имени начальника жертвы о предстоящем звонке от работника вышестоящей организации или правоохранительного органа, необходимости безусловного выполнения его указаний. Подобные манипуляции имели место и в отношении наших работников.
Мошенниками использовались и иные схемы, в том числе сопровождавшиеся установкой различных приложений на мобильный телефон, например, под видом смены тарифного плана или замены приборов учёта.
Всегда важно помнить, что любой входящий вызов с незнакомого номера может поступить от потенциального мошенника и сразу должен вас насторожить!!!