Сообщения Прокуратуры Братского района

Влияние контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на систему расходования бюджетных средств органами местного самоуправления

Проблема эффективного расходова­ния средств существовала всегда. На протяжении тысячелетий суще­ствования денежных средств, а еще ранее иных весомых материальных средств, их экономное расходование являло собой необходимость, вы­званную ограниченностью даже са­мых серьезных ресурсов.

Все расходы, осуществляемые государственными или муниципальными заказчиками осуществляются за счет средств соответствующего бюджета.

Бюд­жет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансо­вого обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодек­са РФ) – является главным источником финансиро­вания закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Являясь специальной сферой общественных отношений, формирование и расходование его регули­руется бюджетными правоотношениями. Это те от­ношения, которые возникают между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной си­стемы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга (ст.1 Бюджетного кодекса РФ).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами (ст.65 Бюджетного кодекса РФ), одним из которых является закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Эффективность бюджетных расходов во многом опирается на создание современной и качественной системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

С 2006 года процедуры размещения государственного (муниципального) заказа регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ) и принятыми в его исполнение правовыми и методическими документами Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России.

С 1 января 2014 года отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

Согласно Закону № 44-ФЗ предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок. Поправки затрагивают как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников госзакупок. В России создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система), которая включает участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Закон № 44-ФЗ регулирует госзакупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Впрочем, значительная часть положений Закона № 94-ФЗ сохранена в новом Законе № 44-ФЗ в той или иной форме.

В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно Закону № 44-ФЗ вводятся новые, например конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион проводится только в форме электронного аукциона.

Изменились правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, правила надзора за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков. Законом № 44-ФЗ установлены особенности исполнения заключенных контрактов.

Согласно Закону № 44-ФЗ каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики обязаны утверждать помимо плана-графика, составление которого было предусмотрено ч. 5.1 ст. 16 Закона № 94-ФЗ, план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

В планах закупок указываются цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения.

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством. Законодателем установлены требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Планы-графики являются основанием для осуществления закупок: заказчик вправе провести закупку только в том случае, если она включена в план-график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Согласно Закону N 44-ФЗ заказчики должны вносить в планы-графики, среди прочего, следующие сведения в отношении каждой закупки: определенные условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок; способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора; размер предоставляемого обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.

Составлять планы-графики необходимо по утвержденной Правительством РФ форме в соответствии с определенными требованиями к ней.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчикам необходимо обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе. В планах закупки необходимо обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению целей закупок. В планах-графиках будет обосновываться начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Этим существенно расширены требования к обоснованию закупок, поскольку согласно Закону № 94-ФЗ заказчики должны обосновывать только начальную (максимальную) цену контракта при осуществлении каждой конкретной закупки (например, п. 4.4 ч. 4 ст. 22, п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6, п. 8 ст. 43 Закона N 94-ФЗ).

Если закупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, органы контроля, указанные в п. 3 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности (ч. 6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Законом №44-ФЗ установлено, что товары, работы и услуги, приобретаемые для государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не должны иметь избыточных потребительских свойств и являться предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Для заказчика устанавливается обязанность размещать в единой информационной системе отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). В таких отчетах он указывает на исполнение либо на ненадлежащее исполнение контракта, а также на его изменение или расторжение. К отчетам должны быть приложены заключения по результатам экспертизы. Порядок подготовки и размещения отчетов в единой информационной системе, а также их форма утверждены Правительством РФ.

Помимо контроля в сфере закупок Закон N 44-ФЗ содержит еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок. Правила осуществления контроля в сфере закупок, содержащиеся в Законе N 44-ФЗ, существенно отличаются от правил, установленных Законом N 94-ФЗ. В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при  контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы. 

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года привело к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, получает информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получила новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений. Согласно Закону № 44-ФЗ еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа.

Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль.

Таким образом, размещение государственного (муниципального) заказа является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, позволяющих обеспечить экономное расходование бюджетных средств. Рациональность и эффективность размещения государственного (муниципального) заказа во многом зависит от грамотной организации закупочного процесса. В связи с чем, применение норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приведет к повышению эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами местного самоуправления. Обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, установленные Законом № 44-ФЗ, предотвратит факты коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.

Похожие записи

Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2022 году

Нормативно-правовое регулирование порядка переселение граждан из аварийного жилищного фонда

Порядок трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих