1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Братской районной территориальной избирательной комиссии (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и определяет правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Братской районной территориальной избирательной комиссии в целях выявления в них положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обремени-тельные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции (далее – коррупциогенные факторы), предотвращения включения в них указанных положений и их по-следующего устранения (далее – антикоррупционная экспертиза).
1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов Братской районной территориальной избирательной комиссии (далее – акты, проекты актов), принимаемые в соответствии с федеральными законами от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 10 января 2009 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», законами Иркутской области от 11 июля 2008 года №41-оз «О территориальных избирательных комиссиях Иркутской области», от 11 декабря 2003 года № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», от 26 октября 2005 № 66-оз «О референдуме Иркутской области».
1.3. Антикоррупционная экспертиза проводится при рассмотрении каждой нормы акта или проекта акта с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
1.4. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы являются: обязательность проведения экспертизы, оценка акта, проектов акта во взаимодействии с другими нормативными правовыми актами, обоснованность, объективность и проверяемость результатов.
1.5. При проведении антикоррупционной экспертизы актов, проектов актов осуществляется сотрудничество Братской районной территориальной избирательной комиссии с прокуратурой Братского района и институтами гражданского общества.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы актов
и проектов актов в Братской районной территориальной избирательной комиссии
2.1. Антикоррупционная экспертиза актов проводится по результатам мониторинга их применения (далее – мониторинг).
2.2. Задача мониторинга – выявление в актах коррупциогенных факторов.
2.3. Мониторинг проводится членами Братской районной территори-альной избирательной комиссии.
2.4. При мониторинге осуществляется: сбор информации о практике применения актов, анализ и оценка получаемой информации о практике применения актов и результатов наблюдения за их применением.
2.5. В случае установления в акте коррупциогенных факторов по ре-зультатам мониторинга члены Братской районной территориальной избирательной комиссии, направляют председателю Братской районной территориальной избирательной комиссии информацию о конкретных положениях акта, содержащих коррупциогенные факторы, для проведения антикоррупционной экспертизы.
2.6. Антикоррупционная экспертиза проекта акта осуществляется председателем Братской районной территориальной избирательной комиссии при проведении правовой экспертизы.
2.7. Основанием проведения антикоррупционной экспертизы проекта акта является представление членами Избирательной комиссии Иркутской области, ответственными за подготовку проекта акта, председателю Братской районной территориальной избирательной комиссии вышеуказанного проекта, для его рассмотрения на заседании Братской районной территориальной избирательной комиссии.
2.8. Антикоррупционная экспертиза проводится в течение 10 рабочих дней с даты поступления информации, предусмотренной пунктом 2.5 настоящего Порядка, либо со дня поступления проекта акта председателю Братской районной территориальной избирательной комиссии.
2.9. По результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной председателем Братской районной территориальной избирательной комис-сии, составляется заключение.
2.10. В заключении должны содержаться следующие данные:
– дата подготовки экспертного заключения;
– основания для подготовки экспертного заключения;
– дата принятия, регистрационный номер, наименование акта, проекта акта, прошедшего антикоррупционную экспертизу;
– положения акта, проекта акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделов, глав, статей, пунктов, подпунктов, абзацев) и коррупциогенные факторы (в случае выявления указанных положений).
В заключении должны быть предложены способы устранения выявленных в акте, проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2.11. В заключении могут быть отражены возможные негативные по-следствия сохранения в акте, проекте акта положений, способствующих со-зданию условий для проявления коррупции, а также выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
2.12. В случае, если в ходе проведения антикоррупционной экспертизы акта, проекта акта коррупциогенные факторы выявлены не будут, сведения об этом отражаются в заключении.
2.13. Заключение подписывает председатель Братской районной территориальной избирательной комиссии.
2.14. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению членами Братской районной территориальной избирательной комиссии, подготовившими акт, проект акта.
2.15. По результатам рассмотрения заключения при согласии с выводами, сделанными в заключении, члены Братской районной территориальной избирательной комиссии готовят в течение 30 календарных дней новый проект акта либо изменения в действующий акт, которые вместе с заключением рассматриваются на заседании Братской районной территориальной избирательной комиссии.
2.16. При несогласии членов Братской районной территориальной избирательной комиссии и иных лиц с выводами, сделанными в заключении, применяются согласительные процедуры в соответствии с разделом 4 настоящего порядка.
3. Проведение независимой антикоррупционной
экспертизы актов и проектов актов
3.1. В отношении актов, проектов актов может проводится независимая антикоррупционная экспертиза.
3.2. Независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится по результатам мониторинга.
3.3. В целях обеспечения возможности проведения независимой анти-коррупционной экспертизы проектов актов разработчик проектов актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование председателю Братской районной территориальной избирательной комиссии, обращается к специалисту информационного отдела администрации муниципального образования «Братский район», специалисты которого размещают данные проекты актов на официальной Интернет странице Братской районной территориальной избирательной комиссии, с указанием срока его размещения на официальной Интернет странице, срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы, адреса электронной почты для направления заключений по результатам независимой антикор-рупционной экспертизы.
3.4. Независимая антикоррупционная экспертиза проекта акта прово-дится в течение семи календарных дней со дня размещения проекта акта на официальной Интернет странице Братской районной территориальной избирательной комиссии.
3.5. В отношении проектов актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
3.6. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, в установленном законодательством порядке.
3.7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
3.8. При поступлении заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы (далее – независимое заключение) проводится совещание у председателя Братской районной территориальной избирательной комиссии с участием членов Братской районной территориальной избирательной комиссии, ответственных за разработку проекта акта.
3.9. По результатам совещания члены Братской районной территориальной избирательной комиссии – разработчик проекта акта составляют протокол совещания, в котором отражается мотивированная позиция по итогам рассмотрения независимых заключений, согласованная с председателем Братской районной территориальной избирательной комиссии.
3.10. Братская районная территориальная избирательная комиссия рассматривает независимое заключение в тридцатидневный срок со дня его получения.
3.11. По результатам рассмотрения независимого заключения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, подписанный председателем Братской районной территориальной избирательной комиссии, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторах.
3.12. Мотивированный ответ подготавливается секретарем Братской районной территориальной избирательной комиссии.
3.13. Положения проекта акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, устраняются на стадии доработки проекта акта членами Братской районной территориальной избирательной комиссии – разработчиками указанного проекта, в случае если такое решение принято на соответствующем совещании у председателя Братской районной территориальной избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктами 3.8, 3.9 настоящего Порядка.
3.14. Доработанный проект акта повторно представляется председателю Братской районной территориальной избирательной комиссии для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз в порядке, предусмотренном пунктами 2.7, 2.8 настоящего Порядка, и одновременно представляется электронная версия данного проекта акта в информационный отдел администрации муниципального образования «Братский район» для размещения на официальной Интернет странице Братской районной территориальной избирательной комиссии для проведения повторной независимой антикоррупционной экспертизы.
4. Порядок преодоления разногласий
4.1. В случае несогласия членов Братской районной территориальной избирательной комиссии, представивших акт, проект акта на антикоррупционную экспертизу, иных лиц, которым направлялось заключение, с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетель-ствующими о наличии либо отсутствии в акте, проекте акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, вышеуказанные лица в течение пяти рабочих дней после получения заключения направляют председателю Братской районной территориальной избирательной комиссии пояснительную записку с мотивированным обоснованием своего несогласия с выводами, содержащимися в заключении.
4.2. Разногласия, возникшие при оценке заключения, которые не были преодолены при согласовании акта, проекта акта, рассматриваются на заседании Братской районной территориальной избирательной комиссии.
5. Заключительные положения
5.1. В случае обнаружения в актах, проектах актов коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к компетенции Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области, члены Братской районной территориальной избирательной комиссии информируют об этом прокуратуру Братского района, прилагая данные акты, проекты актов с указанием выявленных коррупциогенных факторов.