Экспертиза осуществлена в рамках бюджетного законодательства.
Вносимые изменения обусловлены уточнением налоговых и неналоговых доходов, объема безвозмездных поступлений и соответственно расходной части районного бюджета.
Представленным Проектом решения предполагается изменить некоторые основные характеристики бюджета МО «Братский район» в текущем финансовом 2024 году.
Проектом решения предлагается утвердить на 2024 год:
- общий объем доходов в размере 3 977 794,1 тыс. руб., расходов – 4 041 462,8 тыс. руб.
Размер дефицита в сумме 63 668,7 тыс. руб., или 9,2% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств районного бюджета дефицит составляет 51 700,0 тыс. руб., или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Общие объемы доходов и расходов бюджета МО «Братский район», предусмотренные в текстовой части проекта решения, соответствуют объемам доходов, отраженным в соответствующих приложениях к Проекту решения.
В связи с вносимыми изменениями проекта отдельные статьи текстовой части решения о бюджете уточнены, и, соответственно, отдельные приложения к решению о бюджете изложены в новой редакции.
Изменения доходной части районного бюджета
Общий объем доходов местного бюджета на текущий финансовый год предлагается утвердить в размере 3 977 794,1 тыс. руб. или уменьшить на 48 740,6 тыс. руб.
Общий объем доходов, предусмотренный в текстовой части Проекта решения, соответствует объему доходов, отраженному в приложении 2 «Прогнозируемые доходы районного бюджета на 2024 год по классификации доходов бюджетов Российской Федерации» к Проекту решения о бюджете.
Проектом решения в текущем финансовом году предусмотрено уточнение налоговых и неналоговых доходов до 689 762,2 тыс. руб., увеличив на 1 270,6 тыс. руб., а именно:
– налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уточнить до 23 658,0 тыс. руб., увеличив на 598,2 тыс. руб.;
– налог на имущество физических лиц по объектам, расположенным в границах межселенных территорий, включить в сумме 35,0 тыс. руб.;
– земельный налог по земельным участкам, расположенным в границах межселенных территорий, уточнить до 1 063,6 тыс. руб., увеличив на 331,6 тыс. руб.;
– государственную пошлину уточнить до 9 940,0 тыс. руб., увеличив на 2 254,0 тыс. руб.;
– доходы в виде арендной платы за земельные участки и имущество уточнить до 42 846,5 тыс. руб., увеличив на 1 030,6 тыс. руб.;
– плату за негативное воздействие на окружающую среду уточнить до 5 897,5 тыс. руб., уменьшив на 865,2 тыс. руб.;
– доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат бюджета уточнить до 46 494,8 тыс. руб., увеличив на 923,1 тыс. руб.;
– доходы от продажи имущества и земельных участков уточнить до 40 522,6 тыс. руб., уменьшив на 5 308,6 тыс. руб.;
– штрафы, санкции, возмещение ущерба уточнить до 4 791,4 тыс. руб., увеличив на 1 001,3 тыс. руб.;
– инициативные платежи уточнить до 1 869,8 тыс. руб., увеличив на 1 270,6 тыс. руб.
Безвозмездные поступления Проектом решения на 2024 год предлагается уточнить до 3 288 031,9 тыс. руб., уменьшив на 50 011,2 тыс. руб., в том числе:
- Безвозмездные поступления из областного бюджета уточнить
до 3 254 131,2 тыс. руб., уменьшив на 48 509,0 тыс. руб., в частности:
– субсидии бюджетам муниципальных районов на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях уточнить до 29 537,7 тыс. руб., уменьшив на 5 746,9 тыс. руб.;
– субсидии бюджетам муниципальных районов на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях уточнить до 24 540,1 тыс. руб., уменьшив на 4 500,0 тыс. руб.;
– субсидии местным бюджетам на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ, включить в сумме + 129,9 тыс. руб.;
– субсидии по созданию условий для обеспечения поселений Иркутской области, входящих в состав муниципального района Иркутской области, услугами торговли уточнить до 964,5 тыс. руб., уменьшив на 270,6 тыс. руб.;
– субсидии на содействие развитию и модернизации электроэнергетики в Иркутской области уточнить до 915,2 тыс. руб., уменьшив на 81,8 тыс. руб.;
– субсидии по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, в том числе обучение которых организовано на дому уточнить до 7 105,8 тыс. руб., увеличив на 750,0 тыс. руб.;
– субсидии местным бюджетам на обеспечение бесплатным питьевым молоком обучающихся 1 – 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций в Иркутской области уточнить до 4 517,2 тыс. руб., увеличив на 1 067,5 тыс. руб.;
– субсидии на реализацию мероприятий по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных образовательных организаций в Иркутской области уточнить до 1 224,3 тыс. руб., уменьшив на 119,5 тыс. руб.;
– субсидии на реализацию первоочередных мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в муниципальной собственности, а также мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в муниципальной собственности уточнить до 13 719,8 тыс. руб., уменьшив на 3 735,2 тыс. руб.;
– субвенции на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся, уточнить до 12 745,9 тыс. руб., уменьшив на 2 700,00 тыс. руб.;
– субвенции на осуществление областных государственных полномочий по обеспечению бесплатным питанием обучающихся, пребывающих на полном государственном обеспечении в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Иркутской области, посещающих муниципальные общеобразовательные организации, уточнить до 395,8 тыс. руб., увеличив на 70,2 тыс. руб.;
– субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях уточнить до 1 290 818,9 тыс. руб., уменьшив на 20 969,3 тыс. руб.;
– субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях уточнить до 541 222,4 тыс. руб., уменьшив на 4 924,9 тыс. руб.;
– иные межбюджетные трансферты на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями муниципальных общеобразовательных организаций Иркутской области уточнить до 999,7 тыс. руб., с уменьшением на 78,4 тыс. руб.;
– межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций уточнить до
106 733,3 тыс. руб., уменьшив на 7 400,0 тыс. руб.;
2. Межбюджетные трансферты из бюджетов поселений Братского района, передаваемые на осуществление части полномочий, предлагается уточнить до 23 319,0 тыс. руб., уменьшив на 1 393,6 тыс. руб.
3. Прочие безвозмездные поступления от юридических и физических лиц предлагается утвердить в размере 11 321,4 тыс. руб., увеличив на 200,1 тыс. руб.
4. Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из районного бюджета утвердить в сумме 739,7 тыс. руб., увеличив на 308,7 тыс. руб. (за счет возмещений выплат прошлых лет, произведенных за счет субвенций на образование).
Информация об общих изменениях доходной части районного бюджета представлена в таблице:
тыс. руб.
№ п/п | Наименование | 2024 год | |
Проект решения | +, – от решения от 30.10.2024 №9 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Налоговые и неналоговые доходы | 689 762,2 | + 1 270,6 |
2 | Безвозмездные поступления – всего, в том числе: | 3 288 031,9 | – 50 011,2 |
МБТ из областного бюджета | 3 254 131,2 | -48 509,0 | |
МБТ из бюджетов поселений | 23 319,0 | – 1 393,6 | |
Прочие безвозмездные поступления | 11 321,4 | +200,1 | |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | – 739,7 | -308,7 | |
ИТОГО: | 3 977 794,1 | -48 740,6 |
Изменения расходной части районного бюджета
Проектом решения предлагается установить общий объем расходов МО «Братский район» на 2024 год в сумме 4 041 462,8 тыс. руб., с уменьшением к показателям бюджета, утвержденного Решением Думы от 30.10.2024 №9 на 45 671,2 тыс. руб.
Изменения расходной части районного бюджета в разрезе муниципальных программ и непрограммных расходов представлена в таблице:
тыс. руб.
№ п/п | Наименование | 2024 год | |
Проект решения | +, – от решения от 30.10.2024 №9 | ||
1 | «Муниципальные финансы МО «Братский район» | 899 204,5 | + 32 040,8 |
2 | «Улучшение условий и охраны труда в МО «Братский район» | 1 338,8 | |
3 | «Мобилизационная подготовка МО «Братский район» | 1 174,9 | + 344,9 |
4 | «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» | 13 628,0 | – 2 919,0 |
5 | «Профилактика безнадзорности и правонарушений граждан Братского района» | 69,0 | |
6 | «Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район» | 60,0 | |
7 | «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» | 81 744,3 | |
8 | «Развитие экономического потенциала МО «Братский район» | 271,0 | – 157,0 |
9 | «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» | 34 351,8 | – 298,2 |
10 | «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» | 1 788,2 | – 89,9 |
11 | «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» | 31 207,4 | – 343,3 |
12 | «Развитие образования Братского района» | 2 583 403,0 | – 59 581,5 |
13 | «Молодежь Братского района» | 424,8 | – 12,1 |
14 | «Культура» | 128 100,5 | – 5 822,2 |
15 | «Здоровье населения Братского района» | 6 505,0 | |
16 | «Социальная политика МО «Братский район» | 1 267,0 | – 186,0 |
17 | «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» | 87 957,5 | – 1 399,9 |
18 | «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» | 83 212,6 | – 3 735,2 |
19 | «Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в поселения МО «Братский район» с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» | 1 061,0 | – 297,6 |
20 | «Жилье» | 14 446,1 | |
21 | «Реализация государственной национальной политики МО «Братский район» | 57,0 | |
22 | «Развитие архитектурно-градостроительной политики» | 8 667,1 | – 2 724,4 |
Установлено, на 2024 год изменения коснулись 16 действующих муниципальных программ (далее – муниципальные программы, МП), при этом по 3 МП – в сторону увеличения, по 13 МП – в сторону уменьшения.
Наибольший объем дополнительных ассигнований расходной части бюджета в сумме 32 040,8 тыс. руб. предусмотрены по муниципальной программе «Муниципальные финансы МО «Братский район», наименьший – по муниципальной программе «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» (3,1тыс. руб.). Наибольший объем уменьшения бюджетных ассигнований запланирован в сумме 59 703,1 тыс. руб. по МП «Развитие образования Братского района», наименьший объем уменьшения по муниципальной программе «Молодежь Братского района» (12,1тыс. руб.).
По непрограммным расходам в уточненном проекте на 2024 год бюджета планируется снижение расходов на 493,7 тыс. руб.
Снижение расходов в 2024 году предусмотрено на реализацию следующих муниципальных программ:
«Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» – на 17,6% или на сумму 2 919,0 тыс. руб.;
«Развитие экономического потенциала МО «Братский район» – на 36,7% или на сумму 157,0 тыс. руб.;
«Муниципальная собственность и земельные правоотношения» – на 0,9% или на сумму 298,2 тыс. руб.;
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» – на 4,8% или на сумму 89,9 тыс. руб.;
«Охрана окружающей среды в МО «Братский район» – на 1,1% или на сумму 343,3 тыс. руб.;
«Развитие образования Братского района» – на 2,3% или на сумму 59 581,5 тыс. руб.;
«Молодежь Братского района» – на 2,8% или на 12,1 тыс. руб.;
«Культура» – на 4,3% или на 5 822,2тыс. руб.;
«Социальная политика МО «Братский район» – на 12,8% или на сумму 186,0 тыс. руб.;
«Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» – на 1,6% или на сумму 1 399,9 тыс. руб.;
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» – на 4,3% или на сумму 3 735,2 тыс. руб.;
«Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в поселения МО «Братский район» с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» – на 21,9% или на сумму 297,6 тыс. руб.;
«Развитие архитектурно-градостроительной политики» – на 23,9% или на сумму 2 724,4 тыс. руб.
В соответствии с Проектом решения на 2024 год предусмотрено увеличение расходов по муниципальным программам «Муниципальные финансы МО «Братский район» на 3,7%, «Мобилизационная подготовка МО «Братский район» на 41,6%, «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» на 9,5%.
Дефицит районного бюджета
Проектом решения предлагается утвердить дефицит районного бюджета на 2024 год в размере 63 668,7 тыс. руб., увеличив на 3 069,4 тыс. руб.
Дефицит районного бюджета составит 9,2% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств районного бюджета дефицит составляет 51 700,0 тыс. руб., или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Выводы
Проект решения подготовлен в рамках действующего бюджетного законодательства, соответствует принципам сбалансированности. Корректировка бюджетных ассигнований предполагает сохранение расходных обязательств на приоритетных направлениях, ранее утвержденных в бюджете района.
На основе представленной информации можно сделать заключение
об обоснованности и целесообразности внесения указанных изменений в бюджет района. Изменения показателей бюджета района, предусмотренные в текстовой части проекта решения, а также пояснительной записки, соответствуют изменениям, отраженным в соответствующих приложениях к проекту решения.
При проведении экспертизы проекта решения финансовых нарушений не выявлено.