Контрольно-счетным органом муниципального образования «Братский район» (далее – КСО Братского района) на основании ст.157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), п.1.4 Плана Деятельности КСО Братского района на 2023 год, Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период». В результате проведения экспертно-аналитическое мероприятие подготовлены соответствующие заключения.
При проведении экспертизы проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (далее – Проект бюджета) осуществлялось определение:
- соответствия действующему законодательству и нормативным правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в представительный орган;
- обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним.
Также, при подготовке заключений оценивалась эффективность проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики муниципалитета, его соответствие положениям посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики муниципального образования, иным программным документам, соответствие условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат.
При проведении экспертизы Проектов бюджетов муниципальных образований установлено следующее:
- Проекты бюджета составлены в соответствии с требованиями п.4 ст.169 БК РФ на три года: очередной финансовый год (2024 год) и плановый период (2025 и 2026 годы).
- В Проектах бюджета соблюдены требования и ограничения, установленные БК РФ:
- по сбалансированности бюджета (ст.33 БК РФ);
- по общему (совокупному) покрытию расходов бюджета (ст.35 БК РФ);
- по созданию резервного фонда (ст.81 БК РФ);
- по размеру дефицита местного бюджета (п.3 ст.92.1 БК РФ);
- по определению верхнего предела муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода (п.2 ст.107 БК РФ);
- по объему бюджетных ассигнований Дорожного фонда (п.5 ст.179.4 БК РФ);
- по общему объему условно утверждаемых расходов (п.3 ст.184.1);
- по объему бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (п.3 ст. 184.1 БК РФ).
- В соответствии со ст.174.1 БК РФ доходы бюджетов спрогнозированы на основе Прогноза социально-экономического развития муниципального образования на 2024 – 2026 годы.
- В соответствии со ст.184.1 БК РФ спрогнозированы основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит бюджета (Приложение №1).
- При анализе составляющих показателей доходов муниципального образования, увеличение от налоговых доходов на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов прогнозируются в основном за счет планируемого роста поступлений по одним из бюджетообразующих доходных источников – налогов на прибыль, доходов, налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и налогов на имущество. Запланированы поступления от неналоговых доходов, а также безвозмездные поступления в бюджет поселений.
- Формирование расходной части бюджета осуществлялось по программному принципу на основе муниципальных программ муниципальных образований.
- В соответствии с п.1 ст.179 БК РФ муниципальные программы утверждены постановлениями главы муниципального образования. Представлены проекты постановлений о внесении изменений в муниципальные программы.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения:
- Проекты бюджета представлены в КСО Братского района администрацией муниципального образования;
- в перечне документов, представленных одновременно с Проектом бюджета, отсутствуют предварительные итоги социально-экономического развития за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;
- проекты постановлений о внесении изменений в муниципальные программы не содержат информацию об объемах ресурсного обеспечения в разрезе бюджетов;
- наименования муниципальных программ содержат разночтения в Проекте бюджета, постановлениях об утверждении муниципальных программ и в проектах постановлений о внесении изменений в муниципальные программы.
КСО Братского района обращает внимание, что аналогичные замечания были выявлены в заключениях по результатам проведения экспертизы проектов местного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, однако были не приняты во внимание, что привело к допущению аналогичных недостатков при подготовке Проектов бюджета на 2024 год на плановый период 2025 и 2026 годов.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия КСО Братского района делает вывод, что Проекты бюджета в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства, сбалансированы, параметры бюджетов обоснованы, обстоятельств, препятствующих принятию Проектов бюджетов, не установлено.
Наименование поселения | 2024г. | 2025г. | 2026г. |
Большеокинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 23 227,4 | 25 818,1 | 20 820,9 |
Общий объем расходов бюджета | 23 375,4 | 25 971,1 | 20 978,9 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -148,0 | -153,0 | -158,0 |
Вихоревское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 210 429,8 | 204 972,6 | 184 628,8 |
Общий объем расходов бюджета | 217 729,8 | 212 372,6 | 192 128,8 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -7 300,0 | -7 400,0 | -7 500,0 |
Добчурское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 17 914,2 | 15 696,2 | 15 775,5 |
Общий объем расходов бюджета | 17 954,2 | 15 737,2 | 15 817,5 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -40,0 | -41,0 | -42,0 |
Илирское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 29 841,5 | 25 036,7 | 34 498,4 |
Общий объем расходов бюджета | 29 993,5 | 25 192,7 | 34 658,4 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -152,0 | -156,0 | -160,0 |
Калтукское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 31 441,6 | 25 619,7 | 32 068,0 |
Общий объем расходов бюджета | 31 603,6 | 25 784,7 | 32 237,0 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -162,0 | -165,0 | -169,0 |
Карахунское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 28 045,9 | 23 832,4 | 24 061,0 |
Общий объем расходов бюджета | 28 192,9 | 23 983,4 | 24 218,0 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -147,0 | -151,0 | -157,0 |
Кежемское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 37 750,8 | 31 414,4 | 31 958,3 |
Общий объем расходов бюджета | 38 422,4 | 31 819,4 | 32 380,3 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -671,6 | -405,0 | -422,0 |
Ключи-Булакское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 36 257,4 | 30 387,7 | 31 528,5 |
Общий объем расходов бюджета | 36 602,7 | 30 539,7 | 31 684,5 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -345,3 | -152,0 | -156,0 |
Кобинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 16 081,7 | 14 612,2 | 14 625,0 |
Общий объем расходов бюджета | 16 126,7 | 14 658,2 | 14 672,0 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -45,0 | -46,0 | -47,0 |
Кобляковское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 30 815,8 | 27 264,4 | 26 882,5 |
Общий объем расходов бюджета | 31 149,3 | 27 524,4 | 27 145,5 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -333,5 | -260,0 | -263,0 |
Куватское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 19 606,3 | 17 674,2 | 17 610,8 |
Общий объем расходов бюджета | 19 668,3 | 17 739,2 | 17 677,8 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -62,0 | -65,0 | -67,0 |
Кузнецовское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 20 674,7 | 17 951,4 | 17 944,9 |
Общий объем расходов бюджета | 20 873,7 | 18 159,4 | 18 166,9 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -199,0 | -208,0 | -222,0 |
Наратайское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 26 559,6 | 14 811,5 | 15 441,6 |
Общий объем расходов бюджета | 26 587,6 | 14 840,5 | 15 471,6 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -28,0 | -29,0 | -30,0 |
Озернинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 22 039,5 | 18 259,7 | 18 393,2 |
Общий объем расходов бюджета | 22 216,5 | 18 443,7 | 18 583,2 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -177,0 | -184,0 | -190,0 |
Покоснинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 36 563,0 | 31 383,3 | 32 607,7 |
Общий объем расходов бюджета | 36 862,0 | 31 689,3 | 32 926,7 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -299,0 | -306,0 | -319,0 |
Прибойнинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 17 532,8 | 14 804,0 | 14 546,3 |
Общий объем расходов бюджета | 17 574,8 | 14 848,0 | 14 592,3 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -42,0 | -44,0 | -46,0 |
Прибрежнинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 37 868,0 | 39 451,6 | 31 109,1 |
Общий объем расходов бюджета | 38 258,0 | 39 707,6 | 31 379,1 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -390,0 | -256,0 | -270,0 |
Тарминское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 17 976,3 | 17 611,7 | 15 528,0 |
Общий объем расходов бюджета | 18 041,3 | 17 678,7 | 15 597,0 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -65,0 | -67,0 | -69,0 |
Турманское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 29 468,4 | 27 726,0 | 24 575,5 |
Общий объем расходов бюджета | 29 834,4 | 27 895,0 | 24 748,5 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -366,0 | -169,0 | -173,0 |
Тэмьское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 20 787,6 | 16 751,5 | 17 102,7 |
Общий объем расходов бюджета | 20 868,6 | 16 834,5 | 17 187,7 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -81,0 | -83,0 | -85,0 |
Тангуйское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 67 827,6 | 57 151,7 | 58 028,3 |
Общий объем расходов бюджета | 68 238,7 | 57 527,7 | 58 418,3 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -411,1 | -376,0 | -390,0 |
Харанжинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 24 752,1 | 21 153,8 | 20 580,3 |
Общий объем расходов бюджета | 24 813,1 | 21 216,8 | 20 644,3 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -61,0 | -63,0 | -64,0 |
Шумиловское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 19 169,1 | 17 671,5 | 17 514,2 |
Общий объем расходов бюджета | 19 232,1 | 17 736,5 | 17 581,2 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -63,0 | -65,0 | -67,0 |
Итого | |||
Общий объем доходов бюджета | 822 631,1 | 737 056,3 | 717 829,5 |
Общий объем расходов бюджета | 834 219,6 | 747 900,3 | 728 895,5 |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -11 588,5 | -10 844,0 | -11 066,0 |