В соответствии с Планом деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования «Братский район» на 2024 год проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджета», в рамках которого проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности за 2023 год муниципального образования «Братский район» (далее – МО «Братский район»), шести главных администраторов бюджетных средств Братского района (далее – ГАБС), городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Братский район».
В ходе контрольного мероприятия проверена бюджетная отчетность на соответствие требованиям бюджетного законодательства, проведена оценка ее полноты и достоверности, выявлены нарушения и недостатки. По итогам проверки подготовлены заключения, которые направлены объектам контрольного мероприятия.
Основные выводы по проверке годовой бюджетной отчетности ГАБС:
Администрация МО «Братский район».
Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением и сопроводительным письмом, в полном объеме, в соответствии с требованиями
ст.264.1 БК РФ. Формы подписаны ЭЦП.
В отчетном периоде бюджет Администрации МО «Братский район» исполнен с хорошими показателями как по расходам, так и по доходам: доходная часть исполнена в сумме 200 460,8 тыс. руб. или 99,1% к плановым назначениям, расходная часть –
657 967,8 тыс. руб. или 93,1% к плановым назначениям.
Годовая бюджетная отчетность Администрации МО «Братский район» соответствует требованиям Инструкции №191н. Проверкой соответствия между отдельными показателями форм бюджетной отчетности расхождений не установлено. Выборочной проверкой бюджетной отчетности фактов отражения недостоверных показателей также не установлено.
Проведенная проверка годовой бюджетной отчетности Администрации МО «Братский район» за 2023 год в целом соответствует требованиям действующему законодательству и является достоверной.
Финуправление АМО «Братский район».
Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением и сопроводительным письмом, в полном объеме, в соответствии с требованиями
ст.264.1 БК РФ.
В отчетном периоде бюджет Финуправления АМО «Братский район» исполнен с высокими показателями как по расходам, так и по доходам: доходная часть исполнена в сумме 1 045 205,1 тыс. руб. или 100% к плановым назначениям, расходная часть –
591 031,3 тыс. руб. или 99,8% к плановым назначениям.
При выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности. Фактов недостоверности показателей годового отчета при проведении проверки не установлено.
Годовой отчет Финансового управления АМО «Братский район» за 2023 год в целом соответствует требованиям Инструкции 191н, действующему законодательству и является достоверным.
Управление образования АМО «Братский район».
Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, в соответствии с требованиями п.4 Инструкции №191н: на бумажных носителях, в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением, формы подписаны соответствующими должностными лицами.
В отчетном периоде бюджет Управления образования исполнен
с хорошими показателями как по доходам, так и по расходам: доходная часть исполнена в сумме 1 791 952,8 тыс. руб. (99,9% к плановым назначениям), расходная часть –
2 239 513,1 тыс. руб. (98,2% к плановым назначениям).
При выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности.
В пояснительную записку не включена информация, которой нет в основных отчетных формах, в частности данные о принятии и исполнении бюджетных обязательств в ходе реализации муниципальных проектов (в составе региональных и национальных проектов (программ).
Годовой отчет Управления образования АМО «Братский район» за 2023 год в целом соответствует требованиям Инструкции №191н, действующему законодательству и является достоверным.
Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде. В нарушение п.6 Инструкции №191н бюджетная отчетность не подписана руководителем и бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.
Отчетность сформирована в нарушение п.11.1 Инструкции №191н, пп.5 п.3 ст.264.1 БК РФ. Пояснительная записка (ф.0503160) не соответствует порядку формирования, указанному в п.п.152 – 174 Инструкции №191н, а также приложениям и таблицам, входящих в ее состав.
С учетом изменений, введенных Приказом Минфина России от 07.11.2023 №180н в Инструкцию №191н, в составе бухгалтерской отчетности отсутствуют Таблицы, в которых отражается аналитическая информация об исполнении бюджета, а также анализ показателей отчетности в соответствии с пунктами 159.6, 159.7 Инструкции №191н.
В ходе проверки установлено, что КУМИ АМО «Братский район» не ведется учет расчетов по отложенным обязательствам, учет по санкционированию расходов при принятии бюджетных обязательств с применением конкурентных способов определения поставщиков.
В отчетном периоде бюджет КУМИ АМО «Братский район» исполнен с низкими показателями от утвержденных плановых назначений, в том числе по доходам – 72,1% (со снижением процента исполнения 2022 года от плановых назначений на 27,5 процентных пунктов), по расходам – 94,8% (с ростом на 3,2 процентных пункта).
Годовой отчет КУМИ АМО «Братский район» за 2023 год по основным параметрам является достоверным.
Дума Братского района.
Бюджетная отчетность предоставлена на бумажном носителе в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом, формы бюджетной отчетности подписаны соответствующими должностными лицами.
Проверка состава представленной годовой бюджетной отчетности и ее соответствия требованиям ст.264.1 БК РФ, п.11.1 Инструкции №191н показала, что отчетность ГАБС сформирована не в полном объеме в части исполнения п.152 Инструкции №191н. В составе Пояснительной записки (ф.0503160) отсутствуют:
- Анализ отчета об исполнении бюджета (таблица №13);
- Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности (таблица №14).
В сравнении с аналогичным периодом прошлого отчетного года установлен рост расходов на 3 325,7 тыс. руб. (+49,0%), по результату исполнения бюджета – на 5,5 процентных пунктов от плановых назначений – с 92,0% до 97,5%.
Факты недостоверности показателей бюджетной отчетности Думы Братского района проверкой не выявлены, соблюдены контрольные соотношения форм бюджетной отчетности.
Годовой отчет Думы Братского района за 2023 год по основным параметрам соответствует требованиям Инструкции №191н и является достоверным.
Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением и сопроводительным письмом, в полном объеме, в соответствии с требованиями
ст.264.1 БК РФ.
В отчетном периоде бюджет исполнен с хорошими показателями как по расходам, так и по доходам: доходная часть исполнена в сумме 1 721,0 тыс. руб. или 100% к плановым назначениям, расходная часть – 10 702,6 тыс. руб. или 95,5% к плановым назначениям.
Бюджетная отчетность по полноте предоставленных форм в полном объеме соответствует требованиям бюджетного законодательства. Пояснительная записка соответствует требованиям п.152 Инструкции №191н.
При выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности. Фактов недостоверности показателей годового отчета при проведении проверки не установлено.
По результатам внешних проверок отчетов об исполнении бюджета городского и 23 сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Братский район» установлено ряд нарушений:
- нарушен п.3 ст.264.4 БК РФ – отчетность Илирского сельского поселения предоставлена с нарушением сроков;
- в нарушение требований ст.11 Закона о бухгалтерском учете, п.7 Инструкции №191н «О порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ», п.82 ФСБУ «Концептуальные основы» в годовых отчетах 6 сельских поселений отсутствует информация о проведении годовой инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности: Добчурского, Зябинского, Карахунского, Кузнецовского, Наратайского Озернинского, Покоснинского, Прибойнинского и Тарминского муниципальных образований;
- в 6 муниципальных образованиях: Добчурском, Зябинском, Илирском, Калтукском, Кобинском, Кобляковском, Куватском, Кузнецовском, Наратайском, Озернинском, Прибойнинском, Тэмьском и Харанжинском годовые отчеты сформированы с нарушением п.4 Инструкции №191н по оформлению бюджетной отчетности;
- факт неэффективного расходования бюджетных средств в общей сумме
13,2 тыс. руб. установлен в отчетах Большиокинского, Калтукского, Кежемского, Кобьского, Кузнецовского, Прибрежнинского, Тэмьского и Шумиловсукого муниципальных образований; - во всех сельских поселениях годовая бюджетная отчетность составлена с недостатками, выразившимися в несоблюдении п.152 Инструкции №191н. Пояснительные записки не содержит существенную информацию об учреждении, его финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий периоды, а также другую информацию. В пояснительные записки не включена информация, которой нет в основных отчетных формах;
- во всех сельских поселениях не ведутся расчеты по отложенным обязательствам (обязательствам предстоящих расходов), а также учет санкционирования по принимаемым обязательствам с использованием конкурентных способов определения поставщиков с учетом изменения цены контракта (отсутствует информация в пояснительных записках). Данное замечание отражается в заключениях ежегодно.
Установлено соответствие взаимосвязанных показателей основных форм бюджетной отчетности муниципальных образований.
Годовые отчеты городского и 23 сельских поселений за 2023 год соответствуют в целом действующему законодательству и являются достоверными.
Общий объем средств, проверенных при проведении внешних проверок отчетов об исполнении бюджета городского и 23 сельских поселений составил 2 352 807,6 тыс. руб., в том числе по доходам – 1 174 870,6 тыс. руб., по расходам – 1 177 937,0 тыс. руб.
МО «Братский район».
Отчет представлен в срок, установленный бюджетным законодательством, в соответствии с требованиями Инструкции №191н отчет об исполнении бюджета представлен на бумажном носителе в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом, формы подписаны соответствующими должностными лицами и содержит все предусмотренные законодательством документы и приложения, представленные одновременно с годовым отчетом об исполнении районного бюджета за 2023 год и соответствуют перечню, установленному ст. 264.6 БК РФ.
Исполнение бюджета за 2023 год по доходам составило 3 572 767,3 тыс. руб. (99,3%), по расходам – 3 563 264,8 тыс. руб. (97,4%), в результате чего сложился профицит, то есть превышение доходов бюджета над расходами в сумме 9 502,5 тыс. руб. Установлено снижение исполнения от плановых назначений 2022 года по доходам на 0,1 процентных пункта, по расходам – на 0,2 процентных пункта.
Согласно ст.47 БК РФ, доля собственных доходов районного бюджета в общей сумме поступивших доходов за 2023 год составляет 16,5%, с уменьшением на 0,5 процентных пунктов от исполнения 2022. В трехлетнем периоде наблюдается снижение доли собственных доходов в общем объеме поступлений, соответственно – рост доли безвозмездных поступлений.
План по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 96,8%, что на 2,3 процентных пункта ниже исполнения 2022 года. Удельный вес в данной группе приходится на налог на доходы физических лиц – 415 562,0 тыс. руб.
Безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней поступило в районный бюджет в сумме 2 990 507,4 тыс. руб. или 99,9% от плановых назначений, рост исполнения от плановых назначений 2022 на 0,5 процентных пунктов. Наибольший удельный вес в данной группе доходных источников – субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в сумме 2 111 968,2 тыс. руб.
Анализ исполнения доходов районного бюджета в разрезе главных администраторов бюджетных средств – органов местного самоуправления муниципального образования «Братский район», а также иных администраторов доходов – территориальных органов (подразделений) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления поселений, показал:
наибольший удельный вес поступлений – 50,2% или 1 791 952,8 тыс. руб. сложился по Управлению образования (с ростом на 17,4% от поступлений 2022 года);
29,3% или 1 045 205,1 тыс. руб. по Финансовому управлению (+16,0%);
13,6% или 485 024,4 тыс. руб. по иным администраторам доходов (+8,7%);
5,6% или 200 460,8 тыс. руб. по Администрации Братского района (-10,5%);
1,4% или 48 403,2 тыс. руб. по КУМИ Братского района (+32,8%);
0,1% или 1 721,0 тыс. руб. по КСО Братского района (на уровне 2022).
Проверкой установлено, что данные доходной части годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств, отчетов по внешним администраторам доходов согласуются с данными по доходам годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Братский район» за 2023г.
Решение о бюджете сформировано в программной структуре расходов. Объем программных расходов на реализацию 22 муниципальных программ составил
3 524 745,7 тыс. руб. – это 98,9% от общего объема расходов районного бюджета, что на 408 487,9 тыс. руб. или на 13,1% выше реализации программных расходов 2022 года, исполнение по муниципальным программам составило 97,4% от плановых показателей.
КСО Братского района отмечает, что выделенные объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих в 2023 году расходных обязательств по муниципальным программам, соответствуют параметрам ресурсного (финансового) обеспечения муниципальных программ, в то же время из 22 реализуемых программ лишь по 9 муниципальным программам достигнут высокий результат исполнения от плановых показателей, в том числе:
по 3 МП исполнение составило 100 процентов: «Улучшение условий и охраны труда в МО «Братский район», «Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район» и «Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в поселения Братского района»;
по 6 МП исполнено в диапазоне от 95,8 до 99,4 процентов, в частности: «Муниципальные финансы» (99,4%), «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (99,7%), «Развитие экономического потенциала» (99,1%), «Образование» (98,3%), «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» и «Жилье» по 98,2%.
На уровне менее 95% исполнены расходы по 10 МП, результат использования бюджетных ассигнований на реализацию которых не позволил достичь ожидаемых результатов: «Развитие физической культуры и спорта» (93,1%), «Культура» (90,7%), «Здоровье» (88,4%), «Развитие дорожного хозяйства» (81,5%), «Мобилизационная подготовка» (78,2%), «Социальная политика» (74,1%), «Развитие архитектурно-градостроительной политики» (70,6%), в том числе с низким исполнением плановых назначений: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (55,9%), «Охрана окружающей среды» (33,1%), «Реализация государственной национальной политики» (33,0%).
Объем расходов по непрограммным расходам составил 38 519,1 тыс. руб. или 1,1% от общего объема расходов, исполнение – 97,8% от плановых показателей (рост к исполнению 2022 в сумме 9 513,3 тыс. руб. или на 32,8%). Наибольший удельный вес в непрограммных расходах, как и в прошлом отчетном периоде, занимают выплаты на пенсионное обеспечение за выслугу лет в сумме 15 563,6 тыс. руб.
В ходе проведения контрольного мероприятия по оценке полноты и достоверности отражения показателей годовой бюджетной отчетности, оформления форм, таблиц и пояснительной записки к годовой отчетности, соответствия взаимосвязанных показателей отчетов, установлено:
– бюджетная отчетность по полноте предоставленных форм в полном объеме соответствует требованиям ст.264.1, 264.5, 264.6 БК РФ и подп. 11.2 п.11 Инструкции №191н;
– при выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности;
– в нарушение абз.4 п.158 Инструкции №191н Сведения о проведении инвентаризаций (таблица №6) заполнена некорректно в части причин проведения инвентаризаций.
Фактов недостоверных отчетных данных; искажений бюджетной отчетности; осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом, проверкой не установлено. Годовой отчет муниципального образования соответствует требованиям Инструкции №191н, действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и является достоверным.