КСО Экспертно - аналитические мероприятия

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Осуществление контроля за состоянием муниципального внутреннего и внешнего долга».

Объект экспертно-аналитического мероприятия: Администрация муниципального образования «Братский район».

Предмет экспертно-аналитического мероприятия: деятельность по:

– предоставлению   муниципальных   заимствований    и   использованию   средств, полученных в результате заимствований;

– предоставлению муниципальных гарантий;

– формированию и исполнению долговых обязательств муниципального образования «Братский район»;

– осуществлению иных операций, связанных с управлением муниципальным долгом муниципального образования «Братский район».

Цель экспертно-аналитического мероприятия: анализ состояния муниципального долга, осуществление контроля за управлением муниципальным внутренним (внешним) долгом, правильностью ведения муниципальной долговой книги муниципального образования «Братский район».

Проверяемый период: с 01.01.2024 по 30.06.2024.

В соответствии со ст. 6 БК РФ под муниципальным долгом понимаются обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленные БК РФ, принятые на себя муниципальным образованием.

В соответствии с п. 4 ст. 101 БК РФ управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 79 Устава МО «Братский район» «Муниципальные заимствования, управление муниципальным долгом» содержит информацию,  определяющую состав муниципальных долговых обязательств в виде муниципальных заимствований, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг и  информацию  об управлении муниципальным долгом, как того требует БК РФ.

В настоящее время в МО «Братский район» функционирует система управления муниципальными финансами в рамках муниципальной программы «Муниципальные финансы муниципального образования «Братский район», утвержденной постановлением мэра Братского района от 15.11.2021 №660 «Об утверждении муниципальной программы «Муниципальные финансы муниципального образования «Братский район» на 2022-2027 годы» (с учетом изменений согласно Постановления от 26.04.2024 №366).  

В 2024 году реализация долговой политики МО «Братский район» осуществляется
 в соответствии с постановлением мэра Братского района от 28.11.2023 №977
«Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования «Братский район» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Основными целями долговой политики МО «Братский район» являются:

– поддержание параметров муниципального долга и расходов на его обслуживание в рамках, позволяющих МО «Братский район» относиться к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;

– сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;

– отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам.

Согласно ст. 120 БК РФ, учет и регистрация муниципальных долговых обязательств муниципального образования осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования (далее – Долговая книга). Порядок ведения муниципальной долговой книги утвержден постановлением мэра Братского района от 02.08.2022 №558 «Об утверждении Порядка ведения муниципальной долговой книги муниципального образования «Братский район». Сведения об объеме долговых обязательств МО «Братский район» в Долговую книгу заносятся своевременно. Выписка из Долговой книги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте МО «Братский район» размещается своевременно, т.е. не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

По данным Долговой книги муниципальный долг МО «Братский район» составил:

– на 1 января 2024 года – 18 605,0 тыс. руб., что не превышает верхний предел, установленный Решением Думы Братского района от 28 декабря 2022 №378  «О бюджете муниципального образования «Братский район» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (с учетом изменений), а именно 112 390,8 тыс. руб.

– на 1 июля 2024 года – 18 605,0 тыс. руб., что не превышает верхний предел, установленный Решением Думы от 27 декабря 2023 №505 «О бюджете муниципального образования «Братский район» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (с учетом изменений), а именно 65 965,0 тыс. руб.

 Бюджет МО «Братский район» имеет долговые обязательства в виде муниципальных заимствований, муниципальные гарантии не предоставляет. В структуре заимствований основную долю занимают бюджетные кредиты.

В проверяемом периоде в МО «Братский район» действует одно долговое обязательство. 27 декабря 2023 года МО «Братский район» заключен договор №13
о предоставлении возвратного и возмездного бюджетного кредита (далее – Договор) с Министерством финансов Иркутской области в размере 18 605,0 тыс. руб. и сроком до 25 декабря 2026 года.

 Бюджетный кредит предоставлен   для частичного покрытия дефицита местного бюджета с направлением средств на финансирование бюджетных обязательств местного бюджета по выплате денежного содержания (без учета начисление) главе, муниципальным служащим, заработной платы (без начислений) работникам учреждений, находящимся в ведении органов местного самоуправления МО «Братский район».

Одними их существенных обязательств, установленных условиями Договора для МО «Братский район», являются:

– эффективное использование кредита на цели, предусмотренные Договором, соблюдение принципов целевого использования, возмездности, срочности и возвратности;

– утверждение дефицита местного бюджета на текущий финансовый год и сохранение его в период действия Договора на уровне, не превышающем 7,5% от суммы доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений соответствующего финансового года;

– обеспечение возможности привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на 1%;

– сохранение на 1 января 2024 года общего объема муниципального долга в относительном выражении на уровне фактического объема муниципального долга на дату привлечения бюджетного кредита, увеличенного на сумму привлекаемого бюджетного кредита, но не более 6,7% от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год; на 1 января 2025 года  – на уровне не более 7,1% от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год и на 1 января 2026 года  – на уровне не более 6,7% от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2025 год.

 В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ выполнения обязательств МО «Братский район» согласно вышеперечисленным условиям Договора. Данные условия Договора объектом контроля соблюдаются.

Плата за пользование кредитом установлена в размере 0,1 % годовых и составляет 36,3 тыс. руб. В проверяемом периоде нарушение сроков погашения процентов за пользование кредитами отсутствует. В соответствии со ст. 111 БК РФ утвержденные объемы расходов на обслуживание муниципального соответствуют ограничениям, установленным бюджетным законодательством, т.е. не превышает 15% объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В соответствии с оценкой долговой устойчивости муниципальных образований Иркутской области, проведенной Министерством финансов Иркутской области в сентябре 2023 года с использованием показателей, предусмотренных ст. 107.1 БК РФ, в порядке, установленном постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2020 №1026-пп, МО «Братский район» относится к группе муниципальных образований Иркутской области
с высоким уровнем долговой устойчивости (приказ Министерства финансов Иркутской области от 13.09.2023 № 47 н-мпр), что свидетельствует о низком уровне рисков.

            На основании вышеизложенного, долговую политику МО «Братский район» можно охарактеризовать, как консервативную (минимизация рисков, использование исключительно бюджетных кредитов при отсутствии заимствований в виде выпуска государственных ценных бумаг и привлечения кредитов кредитных организаций).

            По мнению КСО Братского района деятельность по управлению муниципальным долгом в МО «Братский район» ориентирована на обеспечение способности муниципального образования исполнять свои долговые обязательства в условиях неблагоприятной экономической, социально-экономической и бюджетной ситуации.

Копия заключения по результатам экспертно-аналитического мероприятия направлена в адрес администрации муниципального образования «Братский район», мэра Братского района, Думы Братского района.

Похожие записи

Заключение № 47 по результатам экспертно-аналитического мероприятия “Экспертиза проекта бюджета Ключи-Булакского сельского поселения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”

Дума

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 18 по результатам внешней проверки бюджетной отчетности за 2020 год Администрации муниципального образования «Братский район» главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета

КСО

Заключение № 19 на годовой отчёт об исполнении бюджета за 2019 год Тэмьского МО

Дума