Экспертиза была осуществлена в разрезе предлагаемых изменений в бюджет района, предусмотренных проектом муниципального правового акта на предмет достоверности и обоснованности показателей Проекта решения, соответствия действующему законодательству и нормативным правовым актам муниципального образования «Братский район».
Согласно пояснительной записке к проекту решения, вносимые изменения обусловлены уточнением налоговых и неналоговых доходов, объема безвозмездных поступлений и соответственно расходной части районного бюджета.
Представленным Проектом решения предполагается изменить некоторые основные характеристики бюджета МО «Братский район» в текущем финансовом году и в плановом периоде 2025 и 2026 годах.
Проектом решения предлагается утвердить:
- на 2024 год общий объем доходов в размере 3 610 988,7 тыс. руб., расходов – 3 668 378,0 тыс. руб.
Размер дефицита в сумме 57 389,3 тыс. руб., или 9,7% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета дефицит составит 44 150,0 тыс. руб. или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
- на 2025 год общий объем доходов в размере 3 073 349,0 тыс. руб., расходов – 3 118 449,0 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 23 110,0 тыс. руб.
Дефицит бюджета на 2025 год – 45 100,0 тыс. руб.
- на 2026 год общий объем доходов в размере 2 958 846,5 тыс. руб., расходов – 3 005 646,5 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 44 900,0 тыс. руб.
Дефицит бюджета на 2026 год – 46 800,0 тыс. руб.
Общие объемы доходов и расходов бюджета МО «Братский район», предусмотренные в текстовой части проекта решения, соответствуют объемам доходов, отраженным в соответствующих приложениях к Проекту решения.
В связи с вносимыми изменениями проекта отдельные статьи текстовой части решения о бюджете уточнены, и, соответственно, отдельные приложения к решению о бюджете изложены в новой редакции.
Изменения доходной части районного бюджета
Общий объем доходов местного бюджета на текущий финансовый год предлагается утвердить в сумме 3 610 988,7 тыс. руб. с ростом к показателям утвержденного бюджета на 115 486,5 тыс. руб.
Общий объем доходов, предусмотренный в текстовой части Проекта решения, соответствует объему доходов, отраженному в приложении 2 «Прогнозируемые доходы районного бюджета на 2024 год по классификации доходов бюджетов Российской Федерации» к Проекту решения о бюджете.
Проектом решения в текущем финансовом году предусмотрено уточнение налоговых и неналоговых доходов до 589 108,1 тыс. руб., увеличив на 11 016,4 тыс. руб., а именно:
- прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов уточнить до 906,4 тыс. руб., увеличив на 506,4 тыс. руб. (поступили возвраты дебиторской задолженности прошлых лет);
- доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, включить в сумме 10 510,0 тыс. руб. (по уточненному прогнозу КУМИ АМО «Братский район» в соответствии с Прогнозным планом приватизации имущества на 2024 год).
Безвозмездные поступления Проектом решения на 2024 год предлагается уточнить до 3 021 880,6 тыс. руб., увеличив на 104 470,1 тыс. руб., в том числе:
- Безвозмездные поступления из областного бюджета уточнить
до 2 992 784,5 тыс. руб., увеличив на 98 325,2 тыс. руб., в частности:
- субсидии бюджетам муниципальных районов на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей увеличить на 6 479,5 тыс. руб.
- субсидии местным бюджетам для организации отдыха детей в каникулярное
время на укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей в Иркутской области –
на 1 259,7 тыс. руб.; - субсидии местным бюджетам на финансовую поддержку реализации инициативных проектов – на 6 952,9 тыс. руб.;
- субсидии местным бюджетам на укрепление материально-технической базы детских художественных школ и детских школ искусств, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного искусства – на 1 350,00 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в Иркутской области, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования – на 68 397,9 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области – на 8 011,0 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты на создание виртуальных концертных залов –
на 2 604,2 тыс. руб.; - иные межбюджетные трансферты на восстановление мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества –
на 3 270,0 тыс. руб.
- Межбюджетные трансферты из бюджетов поселений Братского района передаваемые на осуществление части полномочий предлагается уменьшить
на 290,1 тыс. руб. до 22 661,1 тыс. руб. - Прочие безвозмездные поступления от юридических и физических лиц увеличиваются на сумму 6 500,0 тыс. руб. (в соответствии с реестром благотворительных и иных социальных, некоммерческих программ, планируемых к реализации на территории МО «Братский район» совместно с Филиалом АО «Группа «Илим» в Братском районе в 2024 году).
- Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из районного бюджета предлагается утвердить меньше на 65,0 тыс. руб.
В плановом периоде безвозмездные поступления на 2025 год предлагается уточнить до 2 471 943,5 тыс. руб. (+ 243 480,2 тыс. руб.), на 2026 год – до 2 311 147,3 тыс. руб.
(+ 194 001,3 тыс. руб.)
Изменения расходной части районного бюджета
Проектом решения предлагается установить общий объем расходов МО «Братский район»:
- на 2024 год в сумме 3 668 378,0 тыс. руб., с ростом к показателям первоначально утвержденного бюджета (Решение от 27.12.2023 №505) на 128 718,3 тыс. руб.;
- на 2025 год в размере 3 118 449,0 тыс. руб. или увеличить на 243 480,2 тыс. руб.;
- на 2026 год в размере 3 005 646,5 тыс. руб. или увеличить на 193 711,2 тыс. руб.
Изменения расходной части районного бюджета в разрезе муниципальных программ и непрограммных расходов представлена в таблице:
тыс. руб.
№ п/п | Наименование | 2024 год | 2025 год | 2026 год | |||
Проект решения | +, – от Решения от 27.12.2023 №505 | Проект решения | +, – от Решения от 27.12.2023 №505 | Проект решения | +, – от Решения от 27.12.2023 №505 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | «Муниципальные финансы МО «Братский район» | 828 029,0 | + 3 769,7 | 589 429,5 | – 5,5 | 599 957,9 | – 102,5 |
2 | «Улучшение условий и охраны труда в МО «Братский район» | 1 338,8 |
| 1 338,8 |
| 1 338,8 |
|
3 | «Мобилизационная подготовка МО «Братский район» | 355,0 |
| 134,0 |
| 167,0 |
|
4 | «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» | 15 174,0 | + 42,0 | 7 707,0 |
| 7 714,0 |
|
5 | «Профилактика безнадзорности и правонарушений граждан Братского района» | 69,0 |
| 69,0 |
| 69,0 |
|
6 | «Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район» | 60,0 |
| 60,0 |
| 60,0 |
|
7 | «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» | 84 277,6 | + 11 081,2 | 57 998,2 |
| 22 744,5 |
|
8 | «Развитие экономического потенциала МО «Братский район» | 428,0 |
| 327,0 |
| 325,0 |
|
9 | «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» | 18 810,0 | + 1 102,0 | 9 632,0 |
| 9 598,0 |
|
10 | «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» | 2 081,1 |
| 1 884,0 |
| 2 400,0 |
|
11 | «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» | 27 825,1 | + 15 323,7 | 10 671,6 |
| 28 820,5 |
|
12 | «Развитие образования Братского района» | 2 305 777,9 | + 84 855,4 | 2 203 960,2 | + 239 660,3 | 2 092 091,5 | + 188 201,3 |
13 | «Молодежь Братского района» | 471,0 | + 342,0 | 121,0 |
| 112,0 |
|
14 | «Культура» | 131 535,3 | + 14 039,2 | 51 111,6 |
| 53 516,6 |
|
15 | «Здоровье населения Братского района» | 6 030,0 |
| 4 780,0 |
| 4 780,0 |
|
16 | «Социальная политика МО «Братский район» | 728,2 | + 142,2 | 586,0 |
| 615,0 |
|
17 | «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» | 95 572,7 | – 12 632,3 | 69 424,0 |
| 69 405,0 |
|
18 | «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» | 63 091,2 |
| 37 748,6 |
| 30 331,0 |
|
19 | «Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в поселения МО «Братский район» с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» | 1 358,6 |
| 1 365,6 |
| 1 370,8 |
|
20 | «Жилье» | 17 733,7 | + 6 479,5 | 10 400,0 |
| 10 658,0 |
|
21 | «Реализация государственной национальной политики МО «Братский район» | 57,0 |
| 57,0 |
| 57,0 |
|
22 | «Развитие архитектурно-градостроительной политики» | 14 287,5 | + 4 037,5 | 557,0 |
| 542,0 |
|
Итого по муниципальным программам | 3 615 090,7 | + 128 582,1 | 3 059 362,1 | + 239 654,8 | 2 936 673,6 | + 188 098,8 | |
Непрограммные расходы | 53 287,3 | + 136,2 | 35 976,9 | – 284,6 | 24 072,9 | – 187,6 | |
ИТОГО: | 3 668 378,0 | + 128 718,3 | 3 095 339,0 | + 239 370,2 | 2 960 746,5 | + 187 911,2 |
Из 22 действующих муниципальных программ, изменения коснулись 12 муниципальных программ. Наибольший объем дополнительных ассигнований расходной части бюджета в сумме 84 855,4 тыс. руб. предусмотрены по муниципальной программе «Развитие образования Братского района», наименьший – по муниципальной программе «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» (+42,0 тыс. руб.). При этом бюджетные ассигнования уменьшаются на 12 632,3 тыс. руб. по муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе».
В 2025 году предлагается увеличить расходы по муниципальным программам на общую сумму 239 654,8 тыс. руб., а в 2026 году – на 188 098,8 тыс. руб.
По непрограммным расходам в уточненном проекте бюджета планируется на 2024 год рост расходов в размере 136,2 тыс. руб., на плановый период 2025 и 2026 годов – снижение на 284,6 тыс. руб. и на 187,6 тыс. руб. соответственно.
Кроме того, внесено изменение в расходную часть бюджета планового периода по условно утвержденным расходам. Увеличение составило на 2025 год в сумме 4 110,0 тыс. руб., на 2026 год – на 5 800,0 тыс. руб.
Расходы в 2024 году увеличиваются на реализацию следующих муниципальных программ:
- «Муниципальные финансы МО «Братский район» – на 0,46% или на сумму
3 769,7 тыс. руб.; - «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» – на 0,28% или на сумму 42,0 тыс. руб.;
- «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» – на 15,14% или на сумму 11 081,2 тыс. руб.;
- «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» – на 6,22% или на сумму 1 102,0 тыс. руб.;
- «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» – на 122,58% или на сумму 15 323,7 тыс. руб.;
- «Развитие образования Братского района» – на 3,82% или на сумму
84 855,4 тыс. руб.; - «Молодежь Братского района» – на 265,12% или на сумму 342,0 тыс. руб.;
- «Культура» – на 11,95% или на сумму 14 039,2 тыс. руб.;
- «Социальная политика МО «Братский район» – на 24,27% или на сумму
142,2 тыс. руб.; - «Жилье» – на 57,57% или на сумму 6 479,5 тыс. руб.;
- «Развитие архитектурно-градостроительной политики» – на 39,39% или на сумму 4 037,5 тыс. руб.
В соответствии с Проектом решения на 2024 год по муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» предусмотрено снижение расходов на 11,67%.
На плановый период 2025 и 2026 годов вносятся изменения в сторону уменьшения на 5,5 тыс. руб. и 102,5 тыс. руб. соответственно по муниципальной программе «Муниципальные финансы МО «Братский район» и увеличения по муниципальной программе «Развитие образования Братского района» на 2025 год в размере 239 660,3 тыс. руб. и на 2026 год – 188 201,3 тыс. руб.
Дефицит районного бюджета
Превышение расходов бюджета над доходами (плановый дефицит) после внесения изменений и дополнений на 2024 год составит 57 389,3 тыс. руб., или 9,7% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета дефицит составит 44 150,0 тыс. руб. или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Дефицит районного бюджета планового периода 2025 и 2026 годов изменению
не подлежит.
Выводы
Проект решения подготовлен в рамках действующего бюджетного законодательства, соответствует принципам сбалансированности. Корректировка бюджетных ассигнований предполагает сохранение расходных обязательств на приоритетных направлениях, ранее утвержденных в бюджете района.
На основе представленной информации можно сделать заключение
об обоснованности и целесообразности внесения указанных изменений в бюджет района.
При проведении экспертизы проекта решения финансовых нарушений не выявлено.