Экспертиза была осуществлена в разрезе предлагаемых изменений в бюджет района, предусмотренных проектом муниципального правового акта на предмет их соответствия вышеуказанным критериям.
Согласно пояснительной записке к проекту решения, вносимые изменения обусловлены уточнением налоговых и неналоговых доходов, объема безвозмездных поступлений и соответственно расходной части районного бюджета.
Представленным Проектом решения предполагается изменить некоторые основные характеристики бюджета МО «Братский район» в текущем финансовом году и в плановом периоде 2025 и 2026 годах.
Проектом решения предлагается утвердить:
- на 2024 год общий объем доходов в размере 4 026 534,7 тыс. руб., расходов – 4 087 134,0 тыс. руб.
- на 2025 год общий объем доходов в размере 3 170 773,5 тыс. руб., расходов – 3 219 823,5 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 25 640,0 тыс. руб.
- на 2026 год общий объем доходов в размере 3 077 474,4 тыс. руб., расходов – 3 129 744,4 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 51 110,0 тыс. руб.
Дефицит районного бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 год изменению не подлежит.
Общие объемы доходов и расходов бюджета МО «Братский район», предусмотренные в текстовой части проекта решения, соответствуют объемам доходов, отраженным в соответствующих приложениях к Проекту решения.
В связи с вносимыми изменениями проекта отдельные статьи текстовой части решения о бюджете уточнены, и, соответственно, отдельные приложения к решению о бюджете изложены в новой редакции.
Изменения доходной части районного бюджета
Общий объем доходов местного бюджета на текущий финансовый год предлагается утвердить в сумме 4 026 534,7 тыс. руб. с ростом к показателям утвержденного бюджета на 316 946,0 тыс. руб.
Общий объем доходов, предусмотренный в текстовой части Проекта решения, соответствует объему доходов, отраженному в приложении 2 «Прогнозируемые доходы районного бюджета на 2024 год по классификации доходов бюджетов Российской Федерации» к Проекту решения о бюджете.
Проектом решения в текущем финансовом году предусмотрено уточнение налоговых и неналоговых доходов до 688 491,6 тыс. руб., увеличив на 56 914,8 тыс. руб., а именно:
- налог на доходы физических лиц уточнить до 480 044,6 тыс. руб., увеличив
на 7 169,1 тыс. руб.; - акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации оставить без изменений – 22 464,6 тыс. руб.;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уточнить до 23 059,8 тыс. руб., увеличив на 1 459,8 тыс. руб.;
- единый сельскохозяйственный налог уточнить до 920,0 тыс. руб., уменьшив на 90,5 тыс. руб.;
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, уточнить до 7 479,0 тыс. руб., увеличив на 579,0 тыс. руб.;
- земельный налог по земельным участкам, расположенным в границах межселенных территорий, включить в сумме 732,0 тыс. руб.;
- государственную пошлину уточнить до 7 686,0 тыс. руб., увеличив на 1 686,0 тыс. руб.;
- доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, уточнить до 17 310,0 тыс. руб., увеличив на 10 560,0 тыс. руб.;
- плату за негативное воздействие на окружающую среду уточнить до 6 762,7 тыс. руб., увеличив на 1 678,4 тыс. руб.;
- доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат бюджета уточнить до 45 571,7 тыс. руб., увеличив на 532,5 тыс. руб.;
- доходы от продажи имущества и земельных участков уточнить до 45 831,2 тыс. руб., увеличив на 29 180,9 тыс. руб.;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба уточнить до 3 790,1 тыс. руб., увеличив на 1 697,0 тыс. руб.;
- прочие неналоговые доходы уточнить в сумме 1 734,8 тыс. руб., увеличив на 1 730,6 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы на 2025 год предлагается уточнить до
698 830,0 тыс. руб., увеличив на 44 779,2 тыс. руб., в том числе:
- акцизы на нефтепродукты уточнить до 66 760,8 тыс. руб., увеличив на 44 779,2 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы на 2026 год предлагается уточнить до
743 666,0 тыс. руб., увеличив на 46 719,1 тыс. руб., в том числе:
- акцизы на нефтепродукты уточнить до 66 760,8 тыс. руб., увеличив на 44 779,2 тыс. руб.
Безвозмездные поступления Проектом решения на 2024 год предлагается уточнить до 3 338 043,1 тыс. руб., увеличив на 260 031,2 тыс. руб., в том числе:
- Безвозмездные поступления из областного бюджета уточнить
до 3 302 640,2 тыс. руб., увеличив на 259 907,2 тыс. руб., в частности: - субсидии на развитие сети учреждений культурно-досугового типа уменьшить на
2 594,0 тыс. руб. уточнив до 7 460,1 тыс. руб.; - субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях уточнить до 1 331 788,2 тыс. руб., увеличив на 157 087,6 тыс. руб.;
- субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях уточнить до 546 147,3 тыс. руб., увеличив на 67 029,6 тыс. руб.;
- иные межбюджетные трансферты на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями муниципальных общеобразовательных организаций Иркутской области предусмотреть в сумме 1 078,1 тыс. руб.;
- межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций уточнить до 114 133,3 тыс. руб., увеличив на + 35 543,9 тыс. руб.
- Прочие безвозмездные поступления от юридических и физических лиц предлагается утвердить в сумме 11 121,3 тыс. руб., увеличив на 124,0 тыс. руб. (от ООО «Рассвет» – 102,5 тыс. руб., ИП Ганеев А.Г. – 20,0 тыс. руб., в рамках марафона «Помоги ребенку, и ты спасешь мир!» – 0,5 тыс. руб., в рамках марафона «Помощь гражданам Братского района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» – 1,0 тыс. руб.).
Информация об общих изменениях доходной части районного бюджета представлена в таблице:
тыс. руб.
№ п/п | Наименование | 2024 год | 2025 год | 2026 год | ||||
Проект решения | +, – от Решения от 26.06.2024 №559 | Проект решения | +, – от Решения от 26.06.2024 №559 | Проект решения | +, – от Решения от 26.06.2024 №559 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Налоговые и неналоговые доходы | 688 491,6 | +56 914,8 | 698 830,0 | +44 779,2 | 743 666,0 | +46 719,1 | |
2 | Безвозмездные поступления – всего, в том числе: | 3 338 043,1 | +260 031,2 | 2 471 943,5 | 0 | 2 333 808,4 | 0 | |
МБТ из областного бюджета | 3 302 640,2 | +259 907,2 | 2 449 282,4 | 0 | 2 311 147,3 | 0 | ||
МБТ из бюджетов поселений | 24 712,6 | 0 | 22 661,1 | 0 | 22 661,1 | 0 | ||
Прочие безвозмездные поступления | 11 121,3 | +124,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | -431,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
ИТОГО: | 4 026 534,7 | +316 946,0 | 3 170 773,5 | +44 779,2 | 3 077 474,4 | +46 719,1 |
Изменения расходной части районного бюджета
В соответствии со ст.65 БК РФ формирование расходов бюджета муниципального образования «Братский район» осуществляется в соответствии с расходными обязательствами за счет средств соответствующих бюджетов.
По результатам анализа соблюдения требований ст.21 БК РФ и Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденного приказом Минфина России от 24.05.2022 №82н по отнесению расходов районного бюджета, предусмотренных Проектом бюджета, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов к соответствующим кодам бюджетной классификации расхождений не выявлено.
Проектом решения предлагается установить общий объем расходов МО «Братский район»:
- на 2024 год в сумме 4 087 134,0 тыс. руб., с ростом к показателям бюджета, утвержденного Решением Думы от 26.06.2024 №559 на 316 946,0 тыс. руб.;
- на 2025 год в размере 3 219 823,5 тыс. руб. или увеличить на 44 779,2 тыс. руб.;
- на 2026 год в размере 3 129 744,4 тыс. руб. или увеличить на 46 719,1 тыс. руб.
Изменения расходной части районного бюджета в разрезе муниципальных программ и непрограммных расходов представлена в таблице:
№ п/п | Наименование | 2024 год | 2025 год | 2026 год | |||
Проект решения | +, – от Решения от 26.06.2024 №559 | Проект решения | +, – от Решения от 26.06.2024 №559 | Проект решения | +, – от Решения от 26.06.2024 №559 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | «Муниципальные финансы МО «Братский район» | 867 163,7 | + 16 500,9 | 591 329,5 | 0 | 602 857,9 | 0 |
2 | «Улучшение условий и охраны труда в МО «Братский район» | 1 338,8 | 0 | 1 338,8 | 0 | 1 338,8 | 0 |
3 | «Мобилизационная подготовка МО «Братский район» | 830,0 | 0 | 134,0 | 0 | 167,0 | 0 |
4 | «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» | 16 547,0 | + 1 373,0 | 7 707,0 | 0 | 7 714,0 | 0 |
5 | «Профилактика безнадзорности и правонарушений граждан Братского района» | 69,0 | 0 | 69,0 | 0 | 69,0 | 0 |
6 | «Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район» | 60,0 | 0 | 60,0 | 0 | 60,0 | 0 |
7 | «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» | 81 744,3 | – 3 664,6 | 102 777,4 | + 44 779,2 | 69 463,6 | + 46 719,1 |
8 | «Развитие экономического потенциала МО «Братский район» | 428,0 | 0 | 327,0 | 0 | 325,0 | 0 |
9 | «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» | 34 650,0 | + 10 387,7 | 9 632,0 | 0 | 9 598,0 | 0 |
10 | «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» | 1 878,1 | – 1 200,0 | 1 884,0 | 0 | 2 400,0 | 0 |
11 | «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» | 31 550,7 | + 2 906,7 | 10 671,6 | 0 | 28 820,5 | 0 |
12 | «Развитие образования Братского района» | 2 642 984,5 | + 277 676,3 | 2 260 898,4 | + 10 880,0 | 2 137 618,5 | – 2 345,0 |
13 | «Молодежь Братского района» | 436,9 | + 11,9 | 121,0 | 0 | 112,0 | 0 |
14 | «Культура» | 133 922,7 | + 501,2 | 51 111,6 | 0 | 53 516,6 | 0 |
15 | «Здоровье населения Братского района» | 6 505,0 | 0 | 4 780,0 | 0 | 4 780,0 | 0 |
16 | «Социальная политика МО «Братский район» | 1 453,0 | + 1,5 | 586,0 | 0 | 615,0 | 0 |
17 | «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» | 89 357,4 | – 2 716,4 | 76 630,3 | 0 | 92 126,0 | 0 |
18 | «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» | 86 947,8 | + 13 081,3 | 37 748,6 | 0 | 30 331,0 | 0 |
19 | «Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в поселения МО «Братский район» с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» | 1 358,6 | 0 | 1 365,6 | 0 | 1 370,8 | 0 |
20 | «Жилье» | 14 446,1 | – 3 287,6 | 10 400,0 | 0 | 10 658,0 | 0 |
21 | «Реализация государственной национальной политики МО «Братский район» | 57,0 | 57,0 | 0 | 57,0 | 0 | |
22 | «Развитие архитектурно-градостроительной политики» | 11 391,5 | – 2 896,0 | 557,0 | 0 | 542,0 | 0 |
23 | «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» | 32,6 | + 11,8 | 20,8 | 0 | 20,8 | 0 |
Итого по муниципальным программам | 4 025 152,7 | + 308 687,7 | 3 170 206,6 | + 55 659,2 | 3 054 561,5 | + 44 374,1 | |
Непрограммные расходы | 61 981,3 | + 8 258,3 | 23 976,9 | – 12 000,0 | 24 072,9 | ||
ИТОГО: | 4 087 134,0 | + 316 946,0 | 3 194 183,5 | + 43 659,2 | 3 078 634,4 | + 44 374,1 |
Установлено, на 2024 год изменения коснулись 15 действующих муниципальных программ, при этом по 10 МП – в сторону увеличения, по 5 МП – в сторону уменьшения.
Наибольший объем дополнительных ассигнований расходной части бюджета в сумме 277 676,3 тыс. руб. предусмотрены по муниципальной программе «Развитие образования Братского района», наименьший – по муниципальной программе «Социальная политика МО «Братский район»» (1,5 тыс. руб.). Уменьшение бюджетных ассигнованитй запланировано в сумме 3 664,6 тыс. руб. по МП «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район», в сумме 1 200,0 тыс. руб. по МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», в сумме 2 716,4 тыс. руб. по МП «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе», в сумме 3 287,6 тыс. руб. по МП «Жилье», в сумме 2 896,0 тыс. руб. по МП «Развитие архитектурно-градостроительной политики».
В 2025 году предлагается увеличить расходы по муниципальным программам на общую сумму 55 659,2 тыс. руб., а в 2026 году – на 44 374,1 тыс. руб.
По непрограммным расходам в уточненном проекте бюджета планируется на 2024 год рост расходов в размере 8 258,3 тыс. руб., на плановый период 2025 – запланировано сокращение на 12 000,0 тыс. руб., на плановый 2026 – изменения не предусмотрены.
Кроме того, внесено изменение в расходную часть бюджета планового периода по условно утвержденным расходам. Увеличение составило на 2025 год в сумме 1 120,0 тыс. руб., на 2026 год – на 2 345,0 тыс. руб.
Увеличение расходов в 2024 году предусмотрено на реализацию следующих муниципальных программ:
- «Муниципальные финансы МО «Братский район» – на 1,9% или на сумму
16 500,0 тыс. руб.; - «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» – на 9,0% или на сумму 1 373,0 тыс. руб.;
- «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» – на 42,8% или на сумму 10 387,7 тыс. руб.;
- «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» – на 10,1% или на сумму
2 906,7 тыс. руб.; - «Развитие образования Братского района» – на 11,7% или на сумму
277 676,3 тыс. руб.; - «Культура» – на 0,4% или на сумму 501,2 тыс. руб.;
- «Молодежь Братского района»» – на 2,8% или на 11,9 тыс. руб.;
- «Социальная политика МО «Братский район» – на 0,1% или на сумму
1,5 тыс. руб.; - «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» – на 17,7% или на сумму 13 081,3 тыс. руб.;
- «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» – на 56,7% или на сумму 11,8 тыс. руб.
В соответствии с Проектом решения на 2024 год предусмотрено снижение расходов по муниципальным программам «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» на 4,3%, «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 39,0%, «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» на 3,0%, «Жилье» на 18,5%, «Развитие архитектурно-градостроительной политики» на 20,3%.
На плановый период 2025 вносятся изменения в сторону увеличения по муниципальным программам:
- «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» в размере 44 779,2 тыс. руб.;
- «Развитие образования Братского района» в размере 10 880,0 тыс. руб.
На плановый период 2026 изменения в сторону увеличения предусмотрены по муниципальной программе «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» в размере 46 719,1 тыс. руб.; в сторону уменьшения – «Развитие образования Братского района» в размере 2 345,0 тыс. руб.
Дефицит районного бюджета
Размер дефицита районного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов изменению не подлежит.
Выводы
Проект решения подготовлен в рамках действующего бюджетного законодательства, соответствует принципам сбалансированности. Корректировка бюджетных ассигнований предполагает сохранение расходных обязательств на приоритетных направлениях, ранее утвержденных в бюджете района.
На основе представленной информации можно сделать заключение
об обоснованности и целесообразности внесения указанных изменений в бюджет района. Изменения показателей бюджета района, предусмотренные в текстовой части проекта решения, а также пояснительной записки, соответствуют изменениям, отраженным в соответствующих приложениях к проекту решения.
При проведении экспертизы проекта решения финансовых нарушений не выявлено.
КСО Братского района замечаний представленному проекту решения не имеет, оснований для его отклонения не установлено.