г. Братск 24.06.2024г.
Экспертиза была осуществлена в разрезе предлагаемых изменений в бюджет района, предусмотренных проектом муниципального правового акта на предмет их соответствия вышеуказанным критериям.
Согласно пояснительной записке к проекту решения, вносимые изменения обусловлены уточнением налоговых и неналоговых доходов, объема безвозмездных поступлений и соответственно расходной части районного бюджета.
Представленным Проектом решения предполагается изменить некоторые основные характеристики бюджета МО «Братский район» в текущем финансовом году и в плановом периоде 2025 и 2026 годах.
Проектом решения предлагается утвердить:
- на 2024 год общий объем доходов в размере 3 699 588,7 тыс. руб., расходов – 3 760 188,0 тыс. руб.
Размер дефицита в сумме 60 599,3 тыс. руб., или 9,6% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета дефицит составит 47 360,0 тыс. руб. или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
- на 2025 год общий объем доходов в размере 3 125 994,3 тыс. руб., расходов – 3 175 044,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 24 520,0 тыс. руб.
Дефицит бюджета на 2025 год – 49 050,0 тыс. руб.
- на 2026 год общий объем доходов в размере 3 030 755,3 тыс. руб., расходов – 3 083 025,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 48 765,0 тыс. руб.
Дефицит бюджета на 2026 год – 52 270,0 тыс. руб.
Общие объемы доходов и расходов бюджета МО «Братский район», предусмотренные в текстовой части проекта решения, соответствуют объемам доходов, отраженным в соответствующих приложениях к Проекту решения.
В связи с вносимыми изменениями проекта отдельные статьи текстовой части решения о бюджете уточнены, и, соответственно, отдельные приложения к решению о бюджете изложены в новой редакции.
Изменения доходной части районного бюджета
Общий объем доходов местного бюджета на текущий финансовый год предлагается утвердить в сумме 3 699 588,7 тыс. руб. с ростом к показателям утвержденного бюджета на 88 600,0 тыс. руб.
Общий объем доходов, предусмотренный в текстовой части Проекта решения, соответствует объему доходов, отраженному в приложении 2 «Прогнозируемые доходы районного бюджета на 2024 год по классификации доходов бюджетов Российской Федерации» к Проекту решения о бюджете.
Проектом решения в текущем финансовом году предусмотрено уточнение налоговых и неналоговых доходов до 631 576,8 тыс. руб., увеличив на 42 468,7 тыс. руб., а именно:
- налог на доходы физических лиц уточнить до 472 875,5 тыс. руб., увеличив
на 33 390,0 тыс. руб.; - акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации уточнить до 22 464,6 тыс. руб., увеличив на 1 131,3 тыс. руб.;
- доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, уточнить до 661,9 тыс. руб., увеличив на 111,9 тыс. руб.;
- прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных районов уточнить до 1 592,2 тыс. руб., увеличив на 685,8 тыс. руб. (поступили возвраты дебиторской задолженности прошлых лет);
- доходы от продажи имущества и земельных участков уточнить до 16 650,3 тыс. руб., увеличив на 5 422,3 тыс. руб.;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба уточнить до 2 093,1 тыс. руб., увеличив на 1 124,0 тыс. руб.;
- прочие неналоговые доходы включить в сумме 603,4 тыс. руб., в том числе по инициативным проектам 599,2 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы на 2025 год предлагается уточнить до
654 050,8 тыс. руб., увеличив на 52 645,3 тыс. руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц – уточнить до 511 651,3 тыс. руб., увеличив на 52 388,9 тыс. руб.;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба – уточнить до 1 272,2 тыс. руб., увеличив на 256,4 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы на 2026 год предлагается уточнить до
696 946,9 тыс. руб., увеличив на 71 908,8 тыс. руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц – уточнить до 551 560,1 тыс. руб., увеличив на 71 630,9 тыс. руб.;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба – уточнить до 1 336,1 тыс. руб., увеличив на 277,9 тыс. руб.
Безвозмездные поступления Проектом решения на 2024 год предлагается уточнить до 3 068 011,9 тыс. руб., увеличив на 46 131,3 тыс. руб., в том числе:
- Безвозмездные поступления из областного бюджета уточнить
до 3 032 733,0 тыс. руб., увеличив на 39 948,5 тыс. руб., в частности:
- субсидии на развитие сети учреждений культурно-досугового типа уменьшить на
0,1 тыс. руб.; - предусмотреть субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для оснащения муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта в объеме 389,4 тыс. руб.;
- предусмотреть субсидии на содействие развитию и модернизации электроэнергетики в Иркутской области в объеме 997,0 тыс. руб.;
- субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях увеличить на 11 526,1 тыс. руб.;
- субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях увеличить на 10 550,0 тыс. руб.;
- предусмотреть иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий, связанных с достижением наилучших результатов по увеличению налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, а также с проведением преобразования муниципальных образований Иркутской области в форме объединения в объеме 6 294,6 тыс. руб.;
- межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций увеличить
на 10 191,5 тыс. руб.
- Межбюджетные трансферты из бюджетов поселений Братского района передаваемые на осуществление части полномочий предлагается увеличить
на 2 051,5 тыс. руб. до 24 712,6 тыс. руб. - Прочие безвозмездные поступления от юридических и физических лиц увеличиваются на сумму 4 497,3 тыс. руб. (от Благотворительного фонда «Битривер» –
3 500,0 тыс. раб., Байкальского банка ПАО «Сбербанк» – 550,0 тыс. руб., в рамках марафона «Помоги ребенку, и ты спасешь мир!» – 79,4 тыс. руб., в рамках марафона «Помощь гражданам Братского района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» – 367,9 тыс. руб.). - Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из районного бюджета предлагается увеличить на 366,0 тыс. руб.
Изменения расходной части районного бюджета
В соответствии со ст.65 БК РФ формирование расходов бюджета муниципального образования «Братский район» осуществляется в соответствии с расходными обязательствами за счет средств соответствующих бюджетов.
По результатам анализа соблюдения требований ст.21 БК РФ и Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденного приказом Минфина России от 24.05.2022 №82н по отнесению расходов районного бюджета, предусмотренных Проектом бюджета, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов к соответствующим кодам бюджетной классификации расхождений не выявлено.
Проектом решения предлагается установить общий объем расходов МО «Братский район»:
- на 2024 год в сумме 3 760 188,0 тыс. руб., с ростом к показателям бюджета, утвержденного Решением Думы от 28.02.2024 №517 на 91 810,0 тыс. руб.;
- на 2025 год в размере 3 175 044,3 тыс. руб. или увеличить на 56 595,3 тыс. руб.;
- на 2026 год в размере 3 083 025,3 тыс. руб. или увеличить на 77 378,8 тыс. руб.
Изменения расходной части районного бюджета в разрезе муниципальных программ и непрограммных расходов представлена в таблице:
тыс. руб.
№ п/п | Наименование | 2024 год | 2025 год | 2026 год | |||
Проект решения | +, – от Решения от 28.02.2023 №515 | Проект решения | + ,- от Решения от 28.02.2023 №515 | Проект решения | +, – от Решения от 28.02.2023 №515 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | «Муниципальные финансы МО «Братский район» | 850 662,8 | 22 633,8 | 591 329,5 | 1 900,0 | 602 857,9 | 2 900,0 |
2 | «Улучшение условий и охраны труда в МО «Братский район» | 1 338,8 |
| 1 338,8 |
| 1 338,8 |
|
3 | «Мобилизационная подготовка МО «Братский район» | 830,0 | 475,0 | 134,0 |
| 167,0 |
|
4 | «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» | 15 174,0 |
| 7 707,0 |
| 7 714,0 |
|
5 | «Профилактика безнадзорности и правонарушений граждан Братского района» | 69,0 |
| 69,0 |
| 69,0 |
|
6 | «Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район» | 60,0 |
| 60,0 |
| 60,0 |
|
7 | «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» | 85 408,9 | 1 131,3 | 57 998,2 |
| 22 744,5 |
|
8 | «Развитие экономического потенциала МО «Братский район» | 428,0 |
| 327,0 |
| 325,0 |
|
9 | «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» | 24 262,3 | 5 452,3 | 9 632,0 |
| 9 598,0 |
|
10 | «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» | 3 078,1 | 997,0 | 1 884,0 |
| 2 400,0 |
|
11 | «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» | 28 644,0 | 818,9 | 10 671,6 |
| 28 820,5 |
|
12 | «Развитие образования Братского района» | 2 355 308,2 | 49 530,3 | 2 250 018,4 | 46 058,2 | 2 139 963,5 | 47 872,0 |
13 | «Молодежь Братского района» | 425,0 | -46,0 | 121,0 |
| 112,0 |
|
14 | «Культура» | 133 421,5 | 1 886,2 | 51 111,6 |
| 53 516,6 |
|
15 | «Здоровье населения Братского района» | 6 505,0 | 475,0 | 4 780,0 |
| 4 780,0 |
|
16 | «Социальная политика МО «Братский район» | 1 451,5 | 723,3 | 586,0 |
| 615,0 |
|
17 | «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» | 92 073,8 | -3 498,9 | 76 630,3 | 7 206,3 | 92 126,0 | 22 721,0 |
18 | «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» | 73 866,5 | 10 775,3 | 37 748,6 |
| 30 331,0 |
|
19 | «Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров, в поселения МО «Братский район» с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» | 1 358,6 | 1 365,6 |
| 1 370,8 |
| |
20 | «Жилье» | 17 733,7 |
| 10 400,0 |
| 10 658,0 |
|
21 | «Реализация государственной национальной политики МО «Братский район» | 57,0 |
| 57,0 |
| 57,0 |
|
22 | «Развитие архитектурно-градостроительной политики» | 14 287,5 |
| 557,0 |
| 542,0 |
|
23 | «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» | 20,8 | 20,8 | 20,8 | 20,8 | 20,8 | 20,8 |
| Итого по муниципальным программам | 3 706 465,0 | 91 374,3 | 3 114 547,4 | 55 185,3 | 3 010 187,4 | 73 513,8 |
| Непрограммные расходы | 53 723,0 | 435,7 | 35 976,9 |
| 24 072,9 |
|
| ИТОГО: | 3 760 188,0 | 91 810,0 | 3 150 524,3 | 55 185,3 | 3 034 260,3 | 73 513,8 |
Установлено, на 2024 год изменения коснулись 13 действующих муниципальных программ, предусмотрены ассигнования по муниципальной программе «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район»
на 2024-2026 годы, утвержденной Постановлением администрации муниципального образования «Братский район» от 21.02.2024 №143.
Наибольший объем дополнительных ассигнований расходной части бюджета в сумме 49 530,3 тыс. руб. предусмотрены по муниципальной программе «Развитие образования Братского района», наименьший – по муниципальной программе «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» (20,8 тыс. руб.). При этом бюджетные ассигнования уменьшаются на 3 544,9 тыс. руб. по муниципальным программам «Молодежь Братского района» (-46,0 тыс. руб.) и «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» (-3 498,9 тыс. руб.).
В 2025 году предлагается увеличить расходы по муниципальным программам на общую сумму 55 185,3 тыс. руб., а в 2026 году – на 73 513,8 тыс. руб.
По непрограммным расходам в уточненном проекте бюджета планируется на 2024 год рост расходов в размере 435,7 тыс. руб., на плановый период 2025 и 2026 годов – изменения не предусмотрены.
Кроме того, внесено изменение в расходную часть бюджета планового периода по условно утвержденным расходам. Увеличение составило на 2025 год в сумме 1 410,0 тыс. руб., на 2026 год – на 3 865,0 тыс. руб.
Увеличение расходов в 2024 году предусмотрено на реализацию следующих муниципальных программ:
- «Муниципальные финансы МО «Братский район» – на 2,7% или на сумму
22 633,8 тыс. руб.; - «Мобилизационная подготовка МО «Братский район» – на 33,8% или на сумму
475,0 тыс. руб.; - «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» – на 1,3% или на сумму 1 131,3 тыс. руб.;
- «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» – на 29,0% или на сумму 5 452,3 тыс. руб.;
- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» – на 47,9% или на 997,0 тыс. руб.;
- «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» – на 2,9% или на сумму
818,9 тыс. руб.; - «Развитие образования Братского района» – на 2,1% или на сумму
49 530,3 тыс. руб.; - «Культура» – на 1,4% или на сумму 1 886,2 тыс. руб.;
- «Здоровье населения Братского района» – на 7,9% или на 475,0 тыс. руб.;
- «Социальная политика МО «Братский район» – на 99,3% или на сумму
723,3 тыс. руб.; - «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» – на 17,1% или на сумму 10 775,3 тыс. руб.;
- «Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» – на сумму 20,8 тыс. руб.
В соответствии с Проектом решения на 2024 год предусмотрено снижение расходов по муниципальным программам «Молодежь Братского района» (9,8%) и «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» (3,7%).
На плановый период 2025 и 2026 годов вносятся изменения в сторону увеличения по муниципальным программам:
- «Муниципальные финансы МО «Братский район» на 2025 год в размере 1 900,0 тыс. руб. и на 2026 год – 2 900,0 тыс. руб.;
- «Развитие образования Братского района» на 2025 год в размере 46 058,2 тыс. руб. и на 2026 год – 47 872,0 тыс. руб.;
- «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» на 2025 год в размере 7 206,3 тыс. руб. и на 2026 год – 22 721,0 тыс. руб.;
«Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район» на 2025 год в размере 20,8 тыс. руб. и на 2026 год – 20,8 тыс. руб.
Дефицит районного бюджета
Превышение расходов бюджета над доходами (плановый дефицит) после внесения изменений и дополнений на 2024 год составит 60 599,3 тыс. руб. или 9,6% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета дефицит составит 47 360,0 тыс. руб. или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Размер дефицита районного бюджета на 2025 год предлагается утвердить в размере 49 050,0 тыс. руб. или 7,5%, увеличив на 3 950,0 тыс. руб.
На 2026 год предлагается утвердить дефицит районного бюджета в размере
52 270,0 тыс. руб. или 7,5%, увеличив на 5 470,0 тыс. руб.
Выводы
Проект решения подготовлен в рамках действующего бюджетного законодательства, соответствует принципам сбалансированности. Корректировка бюджетных ассигнований предполагает сохранение расходных обязательств на приоритетных направлениях, ранее утвержденных в бюджете района.
На основе представленной информации можно сделать заключение
об обоснованности и целесообразности внесения указанных изменений в бюджет района. Изменения показателей бюджета района, предусмотренные в текстовой части проекта решения, а также пояснительной записки, соответствуют изменениям, отраженным в соответствующих приложениях к проекту решения.
При проведении экспертизы проекта решения финансовых нарушений не выявлено.
КСО Братского района замечаний представленному проекту решения не имеет, оснований для его отклонения не установлено.