2025 КСО Экспертно - аналитические мероприятия

Информация по результатам экспертизы проекта решения Думы Братского района «О внесении изменений в решение Думы Братского района от 26.12.2024 года №57 «О бюджете муниципального образования «Братский район» на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»

Основанием для внесения изменений в бюджет послужило уточнение объема налоговых и неналоговых поступлений в соответствии с уточненным прогнозом главных администраторов доходов, объема безвозмездных поступлений согласно правовым актам Иркутской области, объемов финансового обеспечения реализации мероприятий муниципальных программ муниципального образования «Братский район».

Представленным Проектом решения предполагается изменить некоторые основные характеристики бюджета МО «Братский район» в текущем финансовом году и в плановом периоде 2026 и 2027 годах.

Проектом решения предлагается утвердить:

на 2025 год общий объем доходов в размере 4 132 809,2 тыс. руб., расходов 4 198 494,7 тыс. руб.

Размер дефицита в сумме 65 685,5 тыс. руб., или 7,8% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета дефицит составит 63 000,0 тыс. руб. или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

на 2026 год общий объем доходов в размере 3 688 903,3 тыс. руб., расходов 3 748 703,3 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 28 800,0 тыс. руб.

Дефицит бюджета на 2025 год – 59 800,0 тыс. руб. изменению не подлежит.

– на 2027 год оставить без изменений: общий объем доходов в размере 3 655 428,1 тыс. руб., расходов 3 719 928,1 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 59 000,0 тыс. руб.

Дефицит бюджета на 2027 год – 64 500,0 тыс. руб. изменению не подлежит.

Основные характеристики районного бюджета, с учетом поправок, на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов представлены в таблице.

                            Таблица, тыс. руб.

Основные параметры бюджета2025 год2026 год2027 год
Доходы бюджета всего:4 132 809,23 688 903,33 655 428,1
Из них:   
Налоговые и неналоговые доходы843 443,9819 736,9882 657,4
Безвозмездные поступления3 289 365,32 869 166,42 772 770,7
Расходы:4 198 494,73 748 703,33 719 928,1
в т.ч. условно утвержденные расходы0,028 800,059 000,0
Дефицит (-), профицит (+)-65 685,5-59 800,0-64 500,0
Процент дефицита (к доходам без учета безвозмездных поступлений)7,87,37,3

Соотношение собственных доходов и финансовой помощи из областного бюджета в 2025-2027 годах планируется в объёмах соответственно 2025 – 20,4% и 79,6%; 2026 – 22,2% и 77,8%; 2027 – 24,1% и 75,9%.

Изменения доходной части районного бюджета

Проектом решения общий прогнозируемый объем доходов местного бюджета на 2025 год предлагается уменьшить на 36 188,4 тыс. руб. или 0,87% и утвердить в сумме 4 132 809,2 тыс. руб.

Общий объем доходов, предусмотренный в текстовой части, соответствует объему доходов, отраженному в приложении 2 «Прогнозируемые доходы районного бюджета на 2025 год по классификации доходов бюджетов Российской Федерации» к Проекту решения о бюджете.

Проектом решения в 2025 году предлагается уточнение налоговых и неналоговых доходов до 843 443,9 тыс. руб., увеличив их на 64 041,6 тыс. руб. или 8,22%. 

На 2026 год налоговые и неналоговые доходы остаются без изменений и составляют 819 736,9 тыс. руб.

На 2027 год налоговые и неналоговые доходы остаются без изменений и составляют 882 657,4 тыс. руб.

Безвозмездные поступления Проектом решения на 2025 год предлагается уточнить до 3 289 365,3 тыс. руб. с уменьшением на 100 230,0 тыс. руб., в том числе:

  • безвозмездные поступления из областного бюджета уточнить до 3 259 021,6 тыс. руб., уменьшив на 118 916,7 тыс. руб.,
  • межбюджетные трансферты из бюджетов поселений Братского района, передаваемые на осуществление части полномочий, остаются без изменений и составляют 11 650,6 тыс. руб.
  • прочие безвозмездные поступления от юридических и физических лиц предлагается увеличить на 19 385,0 тыс. руб. и уточнить до 19 435,0 тыс. руб.
  • возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из районного бюджета предлагается утвердить в сумме минус 741,9 тыс. руб., увеличив при этом на минус 698,3 тыс. руб.

Безвозмездные поступления Проектом решения в плановом периоде на 2026 год предлагается уточнить до 2 869 166,4 тыс. руб., увеличив на 2 093,0 тыс. руб., в том числе:

  • безвозмездные поступления из областного бюджета уточнить до 2 857 515,8 тыс. руб., увеличив на 2 093,0 тыс. руб., в частности:

– субсидии на содействие развитию и модернизации электроэнергетики в Иркутской области (+2 093,0 тыс. руб.).

Безвозмездные поступления Проектом решения в плановом периоде на 2027 год остаются без изменений и составляют 2 772 770,7 тыс. руб.

Основная доля изменений доходной части бюджета в 2025 году приходится на уменьшение безвозмездных поступлений из областного бюджета на 118 916,7 тыс. руб., вместе с тем, Проектом предлагается и увеличение неналоговых и налоговых доходов, а также прочих безвозмездных поступлений в общем размере 83 426,6 тыс. руб. 

В 2026 году основная доля изменений доходной части бюджета направлена на увеличение безвозмездных поступлений из областного бюджета на 2 093 тыс. руб., в 2027 год изменения не вносятся.

Изменения расходной части районного бюджета

Проектом решения предложено утвердить общий объем расходов МО «Братский район»:

 – в 2025 году в размере 4 198 494,7 тыс. руб., т.е. снизить на 0,133% или на 5 588,4 тыс. руб.;

 – в 2026 году в размере 3 748 703,3 тыс. руб., т.е. увеличить на 0,056% или 2 093,0 тыс. руб.;

 – в 2027 году оставить без изменений в размере 3 719 928,1 тыс. руб.

Изменения коснулись девяти из тринадцати разделов, при этом по семи разделам установлено увеличение бюджетных ассигнований, а по четырем – их сокращение.

Наибольшее увеличение финансирования в 2025 году, предусмотренное Проектом, коснется раздела «Образование» (раздел 07) – на 78 026,6 тыс. руб. или на 2,96%. На 22,46% или 9 266,00 тыс. руб. планируется увеличение расходов по разделу 10 «Социальная политика».

Наибольший объем снижения расходов (на 110 663,8 тыс. руб. или 46,86%) Проектом решения предусмотрен по разделу 04 «Национальная экономика». На 91,72% или 8 233,0 тыс. руб. уменьшены расходы по разделу 13 «Обслуживание государственного (муниципального) долга».

Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов местного бюджета на 2025 год сложилось следующим образом:                                                                                                                                                                      Таблица, тыс. руб.

НаименованиеРзСумма по проектуСумма по решениюИзменение, тыс. руб.Изменение, %    
123456
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ01401 813,0383 145,4018 667,604,87
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА02246,0246,000,000,00
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ0322 343,021 940,00403,001,84
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА04125 485,0236 148,80-110 663,80-46,86
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО0596 868,4117 629,20-20 760,80-17,65
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ0651 150,553 013,00-1 862,50-3,51
ОБРАЗОВАНИЕ072 710 905,62 632 879,0078 026,602,96
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ0891 724,890 359,001 365,801,51
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ09360,0360,000,000,00
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА1050 521,841 255,809 266,0022,46
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ1189 223,977 449,2011 774,7015,20
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ДОЛГА13743,08 976,00-8 233,00-91,72
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ14557 109,7540 681,7016 428,003,04
ИТОГО 4 198 494,74 204 083,10-5 588,40-0,13  

   В разрезе муниципальных программ и непрограммных расходов изменения представлены в следующей таблице:

         Таблица, тыс. руб.

№ п/пНаименование2025 год2026 год2027 год
Проект решения+, – от Решения от 26.12.2024 №57 Проект решения+, – от Решения от 26.12.2024 №57Проект решения+, – от Решения от 26.12.2024 №57
12345678
1«Муниципальные финансы МО «Братский район»912 346,5+ 25 743,1706 093,3 675 147,9 
2«Мобилизационная подготовка МО «Братский район»280,0 167,0 650,0 
3«Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район»22 181,0+ 403,013 778,0 12 291,0 
4«Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район»60,0 60,0 60,0 
5«Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район»109 102,6– 117 760,5178 632,8 201 138,0 
6«Развитие экономического потенциала МО «Братский район»1 786,5 475,0 225,0 
7«Муниципальная собственность и земельные правоотношения»34 786,3+ 8 000,014 180,0 12 043,0 
8«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»1 240,0 3 539,0+ 2 093,01 492,0 
9«Охрана окружающей среды в МО «Братский район»51 423,5– 1 862,533 391,7 14 014,4 
10«Развитие образования Братского района»2 649 068,3+ 79 424,52 443 500,2 2 464 007,7 
11«Молодежь Братского района»794,8+ 523,8318,0 275,0 
12«Культура»165 831,5– 3 009,2109 940,6 92 921,6 
13«Здоровье населения Братского района»4 960,0– 750,05 710,0 5 710,0 
14«Социальная политика МО «Братский район»632,0 691,0 715,0 
15«Развитие физической культуры и спорта в Братском районе»89 219,9+ 11 274,784 107,0 63 602,0 
16«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»85 463,0– 12 374,861 338,0 58 727,8 
17«Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку товаров или доставку товаров для их дальнейшей розничной продажи в поселения муниципального образования «Братский район», расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) и (или) на территории островов»1 380,5 1 415,5 1 448,5 
18«Жилье»18 097,7– 4 044,533 679,7 30 521,7 
19«Реализация государственной национальной политики МО «Братский район»57,0 57,0 57,0 
20«Развитие архитектурно-градостроительной политики»4 151,5– 44,01 112,0 727,0 
21«Использование и охрана земель на территории муниципального образования «Братский район»38,0 38,0 38,0 
Итого по муниципальным программам4 152 900,6– 14 476,43 692 223,8+ 2 093,03 635 812,6 
Непрограммные расходы45 594,1+ 8 888,027 679,50,025 115,5 
ИТОГО4 198 494,7-5 588,43 719 903,3+ 2 093,03 660 928,1 

Установлено, что в 2025 году из двадцати одной действующих муниципальных программ, изменения коснутся тринадцати, при этом по шести программам расходы предлагается увеличить:

 – «Муниципальные финансы МО «Братский район» – на 2,90% или на сумму 25 743,1 тыс. руб.;

– «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в МО «Братский район» – на 1,85 % или на сумму 403,0 тыс. руб.;

– «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» – на 29,87% или на сумму 8 000,0 тыс. руб.;

– «Развитие образования Братского района» – на 3,09% или на сумму 79 424,5 тыс. руб.;

– «Молодежь Братского района» – на 193,28% или на сумму 523,8 тыс. руб.;

 – «Развитие физической культуры и спорта в Братском районе» на 14,46% или 11 274,7 тыс. руб. 

            По семи муниципальным программам бюджетные ассигнования предлагается уменьшить:

– «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» – на 51,91% или на сумму 117 760,5 тыс. руб.;

– «Охрана окружающей среды в МО «Братский район» – на 3,49% или на сумму 1 862,5 тыс. руб.;

– «Культура» – на 1,78% или на сумму 3 009,2 тыс. руб.;

– «Здоровье населения Братского района» – на 13,13% или на сумму 750,0 тыс. руб.;

– «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» – на 12,65% или на сумму 12 374,8 тыс. руб.;

– «Жилье» – на 18,27% или на сумму 4 044,5 тыс. руб.;

– «Развитие архитектурно-градостроительной политики» – на 1,05% или на сумму 44,0 тыс. руб.

В 2025 году в разрезе программ наибольший объем дополнительных ассигнований расходной части бюджета в сумме +79 424,5 тыс. руб. предусмотрен по муниципальной программе «Развитие образования Братского района». Наибольшее снижение расходов за счет средств областного бюджета коснется программы «Развитие дорожного хозяйства в МО «Братский район» – 117 760,5 тыс. руб.

По расходам непрограммной деятельности планируется увеличение бюджетных ассигнований на 24,21% или 8 888,0 тыс. руб.

В 2026 году предлагается увеличить расходы по муниципальной программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на общую сумму 2 093,0 тыс. руб., в 2027 году – изменение расходов по программам не вносится.

По непрограммным и условно утвержденным расходам в 2026-2027 годах в уточненном Проекте бюджета изменений не предусмотрено.

Дефицит районного бюджета

Превышение расходов бюджета над доходами, плановый дефицит, после внесения изменений и дополнений на 2025 год составит 65 685,5 тыс. руб., или 7,8% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Дефицит бюджета увеличен на 30 600,0 тыс. руб. за счет роста налоговых и неналоговых доходов.

С учетом снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета дефицит составит 63 000,0 тыс. руб. или 7,5% утвержденного общего годового объема доходов районного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит районного бюджета планового периода 2026 и 2027 годов изменению не подлежит.

Выводы

Проект решения подготовлен в рамках действующего бюджетного законодательства, соответствует принципам сбалансированности. Корректировка бюджетных ассигнований предполагает сохранение расходных обязательств на приоритетных направлениях, ранее утвержденных в бюджете района.

На основе представленной информации можно сделать заключение об обоснованности и целесообразности внесения указанных изменений в бюджет района. Изменения показателей бюджета района, предусмотренные в текстовой части Проекта решения, а также пояснительной записки, соответствуют изменениям, отраженным в соответствующих приложениях к Проекту решения.

При проведении экспертизы Проекта решения финансовых нарушений не выявлено.

Похожие записи

В период с 30.10.2024 по 08.11.2024 КСО Братского района проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта решения Думы Братского района «О внесении изменений в Положение о наказах избирателей, данных депутатам Думы Братского района, утвержденное решением Думы Братского района от 28.04.2015 года № 41».

КСО

Заключение № 43 по результатам экспертно-аналитического мероприятия “Экспертиза проекта бюджета Илирского сельского поселения на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов”

Дума

Заключение № 31 на отчет об исполнении бюджета МО Братский район за 9 месяцев 2020 года

Дума