2025 год Контрольные мероприятия КСО

Информация по результатам проведенного контрольного мероприятия «Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджета за 2024 год»

В соответствии с Планом деятельности  контрольно-счетного органа муниципального образования «Братский район» на 2025 год проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджета», в рамках которого проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности за 2024 год муниципального образования «Братский район» (далее – МО «Братский район»), шести главных администраторов бюджетных средств Братского района (далее – ГАБС), городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Братский район».

В ходе контрольного мероприятия проверена бюджетная отчетность на соответствие требованиям бюджетного законодательства, проведена оценка ее полноты и достоверности, выявлены нарушения и недостатки. По итогам проверки подготовлены заключения, которые направлены объектам контрольного мероприятия.

Основные выводы по проверке годовой бюджетной отчетности ГАБС:

Администрация МО «Братский район».

Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением и сопроводительным письмом, в полном объеме, в соответствии с требованиями
ст.264.1 БК РФ. Формы подписаны ЭЦП.

В отчетном периоде бюджет Администрации МО «Братский район» исполнен с высокими показателями по доходам – 211 581,2 тыс. руб. или 98,22%; исполнение расходной части составило менее 95% – 693 183,7 тыс. руб. или 92,87% к плановым назначениям.

В соответствии с требованиями Письма Минфина России №02-06-06/120377, Казначейства России №07-04-05/02-35263 от 29.11.2024 «О дополнительных критериях по раскрытию информации при составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации за 2024 год», в отчете Администрации отражен показатель по счету 1.201.20.000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации», который соответствует остатку неизрасходованных денежных средств на расчетном счете Братской районной территориальной избирательной комиссии в сумме 8 817,1 тыс. руб., перечисленных на проведение выборов мэра Братского района. Данная ситуация повлекла расхождение на данную сумму в части закрытия года и финансового результата экономического субъекта, показателей Баланса (ф.0503130) и Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110), в части чистого операционного результата, в части операций с финансовыми активами и обязательствами.

Установлено расхождение утвержденных плановых назначений с данными Отчета об исполнении бюджета и Отчета о бюджетных обязательствах на сумму 2 950,6 тыс. руб.; в Отчете об исполнении бюджета отражены показатели, по которым исполнение бюджетных назначений по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составляют более 95% от плановых показателей с учетом изменений на отчетную дату.

Выявленные недостатки и нарушения при заполнении форм бюджетной отчетности не повлияли на достоверность годовой бюджетной отчетности Администрации МО «Братский район» за 2024 год.

Финуправление АМО «Братский район».

Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением и сопроводительным письмом, в полном объеме, в соответствии с требованиями
ст.264.1 БК РФ.

В отчетном периоде бюджет Финансового управления исполнен с высокими показателями как по доходам, так и по расходам: доходная часть исполнена в сумме 1 023 815,5 тыс. руб. или 100% к плановым назначениям, расходная часть – 610 282,3 тыс. руб. или 99,99% к плановым назначениям.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого отчетного года установлено снижение объема поступлений в доход бюджета на 21 389,6 тыс. руб. (-2,0%), и рост расходов на 19 251,0 тыс. руб. (+3,3%).

При выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности. Фактов недостоверности показателей годового отчета при проведении проверки не установлено.

Годовой отчет Финансового управления АМО «Братский район» за 2024 год в целом соответствует требованиям Инструкции 191н, действующему законодательству и является достоверным.

Управление образования АМО «Братский район».

Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, в соответствии с требованиями п.4 Инструкции №191н: на бумажных носителях, в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением, формы подписаны соответствующими должностными лицами.

бюджет Управления образования исполнен с высокими показателями как по доходам, так и по расходам: доходная часть исполнена в сумме 2 090 839,1 тыс. руб. (99,84% к плановым назначениям), расходная часть – 2 585 055,7 тыс. руб. (99,63% к плановым назначениям).

В сравнении с аналогичным периодом прошлого отчетного года установлен рост доходов на 298 886,3 тыс. руб. (+16,7%), расходов на 345 542,6 тыс. руб. (+15,4%). При этом по результату исполнения бюджета по расходам в сравнении с 2023 годом установлено незначительное снижение исполнения от плановых назначений в 2024 на 0,15 процентных пункта – с 99,99 до 99,84%.

При выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности; в части чистого увеличения прочей дебиторской и кредиторской задолженности – расхождение на сумму 7,6 тыс. руб.

Управлением соблюдена единая методология бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.

Годовой отчет Управления образования АМО «Братский район» за 2024 год в целом соответствует требованиям Инструкции №191н, действующему законодательству и является достоверным.

КУМИ АМО «Братский район».

Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде.

Отчетность сформирована в нарушение п.11.1 Инструкции №191н, пп.5 п.3 ст.264.1 БК РФ, Пояснительная записка (ф.0503160), а также приложения и таблицы, входящих в ее состав, не включена в годовой отчет.

С учетом изменений, введенных Приказом Минфина России от 07.11.2023 №180н в Инструкцию №191н, в составе бухгалтерской отчетности отсутствуют Таблицы, в которых отражается аналитическая информация об исполнении бюджета, а также анализ показателей отчетности в соответствии с пунктами 159.6, 159.7 Инструкции №191н.

В ходе проверки установлено, что КУМИ АМО «Братский район» не ведется учет расчетов по отложенным обязательствам, учет по санкционированию расходов при принятии бюджетных обязательств с применением конкурентных способов определения поставщиков.

В отчетном периоде бюджет КУМИ АМО «Братский район» исполнен со средними показателями от утвержденных плановых назначений, в том числе по доходам – 76,5% (с ростом процента исполнения 2023 года от плановых назначений на 4,4 процентных пункта), по расходам – 98,7% (с ростом на 3,9 процентных пункта).

Годовая бюджетная отчетность Комитета по управлению муниципальным имуществом АМО «Братский район» за 2024 год сформирована без учета замечаний и рекомендаций КСО Братского района, отраженных в заключениях от 27.04.2022 №7, от 19.04.2023 №13 по результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС, что привело к допущению аналогичных недостатков при составлении отчетности за 2024 год.

Годовой отчет об исполнении бюджета за 2024 год по основным параметрам является достоверным. Однако, нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету относится к фактам, способным негативно влиять на ее достоверность, и свидетельствует о наличии бюджетных рисков при исполнении бюджета, владении, распоряжении и использовании муниципального имущества.

Дума Братского района.

Бюджетная отчетность предоставлена на бумажном носителе в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом, формы бюджетной отчетности подписаны соответствующими должностными лицами.

Проверка состава представленной годовой бюджетной отчетности и ее соответствия требованиям ст.264.1 БК РФ, п.11.1 Инструкции №191н показала, что отчетность ГАБС сформирована не в полном объеме в части исполнения п.152 Инструкции №191н. В составе Пояснительной записки (ф.0503160) отсутствуют:

  1. Анализ отчета об исполнении бюджета (таблица №13);
  2. Анализ показателей отчетности субъекта бюджетной отчетности (таблица №14).
  3. В сравнении с аналогичным периодом прошлого отчетного года установлен рост расходов на 1 224,9 тыс. руб. (+12,1%), по результату исполнения бюджета – на 0,8 процентных пунктов от плановых назначений – с 97,5% до 98,3%.

Годовая бюджетная отчетность сформирована частично с учетом замечаний и рекомендаций контрольно-счетного органа, отраженных в заключениях на внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности за 2023 год.

Факты недостоверности показателей бюджетной отчетности Думы Братского района проверкой не выявлены, соблюдены контрольные соотношения форм бюджетной отчетности.

Годовой отчет Думы Братского района за 2024 год по основным параметрам соответствует требованиям Инструкции №191н и является достоверным.

КСО Братского района.

Отчет предоставлен в срок, установленный бюджетным законодательством, на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде, с оглавлением и сопроводительным письмом, в полном объеме, в соответствии с требованиями
ст.264.1 БК РФ.

В отчетном периоде бюджет исполнен с хорошими показателями как по расходам, так и по доходам: доходная часть исполнена в сумме 2 611,5 тыс. руб. или 100% к плановым назначениям, расходная часть – 13 570,1 тыс. руб. или 98,3% к плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом прошлого отчетного года установлен рост расходов на 2 867,5 тыс. руб. (26,8%).

Бюджетная отчетность по полноте предоставленных форм в полном объеме соответствует требованиям бюджетного законодательства. Пояснительная записка соответствует требованиям п.152 Инструкции №191н.

При выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности. Фактов недостоверности показателей годового отчета при проведении проверки не установлено.

Годовой отчет КСО Братского района за 2024 год соответствует требованиям Инструкции №191н, действующему законодательству и является достоверным.

По результатам внешних проверок отчетов об исполнении бюджета городского и 23 сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Братский район» установлено ряд нарушений:

  • в нарушение требований ст.11 Закона о бухгалтерском учете, п.7 Инструкции №191н «О порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ», п.82 ФСБУ «Концептуальные основы» в годовых отчетах 9 сельских поселений отсутствует информация о проведении годовой инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности: Кобинского, Кузнецовского, Наратайского, Озернинского, Покоснинского, Прибойнинского, Турманского, Тарминского и Харанжинского муниципальных образований. При этом данное нарушение отражено в заключениях на внешнюю проверку годовой отчетности за 2023 год в отчетах Кузнецовского, Наратайского, Озернинского, Покоснинского, Прибойнинского и Тарминского муниципальных образований;
  • в 9 муниципальных образованиях: Калтукском, Кобинском, Добчурском, Куватском,

Наратайском, Озернинском, Покоснинском, Тэмьском и Харанжинском годовые отчеты сформированы с нарушением п.4 Инструкции №191н по оформлению бюджетной отчетности;

  • факт неэффективного расходования бюджетных средств в общей сумме
    491,47 тыс. руб. установлен в отчетах поселений, кроме Ключи-Булакского, Прибойнинского и Харанжинского муниципальных образований;
  • во всех сельских поселениях годовая бюджетная отчетность составлена с недостатками, выразившимися в несоблюдении п.152 Инструкции №191н. Пояснительные записки не содержит существенную информацию об учреждении, его финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий периоды, а также другую информацию. В пояснительные записки не включена информация, которой нет в основных отчетных формах;
  • во всех сельских поселениях не ведутся расчеты по отложенным обязательствам (обязательствам предстоящих расходов), а также учет санкционирования по принимаемым обязательствам с использованием конкурентных способов определения поставщиков с учетом изменения цены контракта (отсутствует информация в пояснительных записках). Данное замечание отражается в заключениях ежегодно.

Установлено соответствие взаимосвязанных показателей основных форм бюджетной отчетности муниципальных образований.

Годовые отчеты городского и 23 сельских поселений за 2024 год соответствуют в целом действующему законодательству и являются достоверными.

Общий объем средств, проверенных при проведении внешних проверок отчетов об исполнении бюджета городского и 23 сельских поселений составил 2 588 326,5 тыс. руб., в том числе по доходам – 1 293 744,5 тыс. руб., по расходам – 1 294 582,0 тыс. руб.

МО «Братский район».

Отчет представлен в срок, установленный бюджетным законодательством, в соответствии с требованиями Инструкции №191н отчет об исполнении бюджета представлен на бумажном носителе в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом, формы подписаны соответствующими должностными лицами и содержит все предусмотренные законодательством документы и приложения, представленные одновременно с годовым отчетом об исполнении районного бюджета за 2024 год и соответствуют перечню, установленному ст. 264.6 БК РФ.

В отчетном периоде бюджет муниципального образования «Братский район» исполнен с высокими показателями как по доходам – 99,3% (на уровне исполнения 2023 года), так и по расходам – 98,4% (с ростом на 1,0 процентный пункт от результата исполнения бюджета за 2023).

Основные характеристики бюджета по итогам отчетного финансового года соответствуют требованиям Бюджетного законодательства.

Исполнение бюджета за 2024 год по доходам составило 3 949 344,9 тыс. руб., по расходам – 3 974 879,9 тыс. руб., в результате чего сложился дефицит, превышение расходов над доходами составило 25 535,0 тыс. руб.

Согласно ст. 47 БК РФ, доля собственных доходов районного бюджета в общей сумме поступивших доходов за 2024 год составляет 16,9%, с ростом на 0,4 процентных пунктов от исполнения 2023, соответственно доля безвозмездных поступлений – 83,1%.

План по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 96,8%, на уровне исполнения 2023 года. Удельный вес в данной группе приходится на налог на доходы физических лиц – 477 723,9 тыс. руб. (+15,0% к 2023).

Безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней поступило в районный бюджет в сумме 3 281 019,7 тыс. руб. или 99,8% от плановых назначений, незначительное снижение процента исполнения от плановых назначений 2023 (-0,1%). Наибольший удельный вес в данной группе доходных источников – субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в сумме 2 295 846,6 тыс. руб. (+8,7% к 2023).

Анализ исполнения доходов районного бюджета в разрезе главных администраторов бюджетных средств – органов местного самоуправления муниципального образования «Братский район», а также иных администраторов доходов – территориальных органов (подразделений) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления поселений, показал:

наибольший удельный вес поступлений – 61,6% или 2 090 839,1 тыс. руб. сложился по Управлению образования (с ростом на 16,7% от поступлений 2023 года);

30,2% или 1 023 815,5 тыс. руб. по Финансовому управлению (-2,0%);

13,6% или 485 024,4 тыс. руб. по иным администраторам доходов (+8,7%);

6,2% или 211 581,1 тыс. руб. по Администрации Братского района (+5,5%);

1,9% или 64 745,4 тыс. руб. по КУМИ Братского района (+33,8%);

0,1% или 2 611,5 тыс. руб. по Контрольно-счетному органу (+51,7%).

Проверкой установлено, что данные доходной части годовых отчетов главных администраторов бюджетных средств, отчетов по внешним администраторам доходов согласуются с данными по доходам годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Братский район» за 2024г.

Решение о бюджете сформировано в программной структуре расходов. Объем программных расходов на реализацию 23 муниципальных программ составил

3 922 686,3 тыс. руб. – это 98,7% от общего объема расходов районного бюджета, что на 397 940,6 тыс. руб. или на 11,3% выше реализации программных расходов 2023 года, исполнение по муниципальным программам составило 98,6% от плановых показателей.

КСО Братского района отмечает, что выделенные объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих в 2024 году расходных обязательств по муниципальным программам, соответствуют параметрам ресурсного (финансового) обеспечения муниципальных программ. Из 23 реализуемых программ по 18 муниципальным программам достигнут высокий результат исполнения от плановых показателей, в том числе:

по 7 МП исполнение составило 100%: «Улучшение условий и охраны труда в МО «Братский район», «Профилактика безнадзорности и правонарушений граждан», «Повышение безопасности дорожного движения в МО «Братский район», «Молодежь Братского района», «Социальная политика», «Поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и доставку продовольственных товаров в поселения Братского района», «Жилье». Это неплохой показатель в сравнении с исполнением 2023 года, результат которого – 3 МП со стопроцентным исполнением.

по 11 МП исполнено в диапазоне от 98% – 99,9%, в частности: «Образование» (99,7%), «Использование и охрана земель на территории МО «Братский район» (99,7%), «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (99,7%), «Муниципальные финансы» (99,6%), «Мобилизационная подготовка» (99,3%), «Муниципальная собственность и земельные правоотношения» (99,2%), «Развитие физической культуры и спорта» (99,2%), «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (98,4%, «Реализация государственной национальной политики» (98,4%), «Культура» (98,3%), «Здоровье» (98,2%).

На уровне ниже 95% исполнены расходы по 5 муниципальным программам (22% из реализуемых программ), в том числе по двум с низким исполнением бюджетных ассигнований: «Охрана окружающей среды» – 34,2% или 10 683,9 тыс. руб., ситуация не изменилась с 2023 года – результат исполнения в прошлом отчетном году 33,1%; «Развитие архитектурно-градостроительной политики» – 59,1% или 5 123,3 тыс. руб., снижение на 11,5 процентных пунктов от результата исполнения 2023 года.

Низкий процент исполнения муниципальных программ несет риски срыва реализации программных мероприятий (не достижение предусмотренных целей) и ведет к неосвоению предусмотренных на их реализацию бюджетных средств.

В Пояснительной записке (ф.0503160) ФО района причинами неисполнения программ в полном объеме указаны, в основном, дефицит бюджетных средств, перенос сроков оплаты на 2025 год, финансирование по потребности (в соответствии с поступившими заявками на оплату).

Объем расходов по непрограммным расходам составил 52 193,6 тыс. руб. или 1,3% от общего объема расходов, исполнение – 84,9% от плановых показателей (рост к исполнению 2023 в сумме 13 674,5 тыс. руб. или на 35,5%). Наибольший удельный вес в непрограммных расходах, как и в прошлом отчетном периоде, занимают выплаты на пенсионное обеспечение за выслугу лет в сумме 15 980,3 тыс. руб. или 30,6%.

По состоянию на 01.01.2025 районный бюджет исполнен с дефицитом в размере        25 535,0 тыс. руб.

В отчетном периоде в рамках национальных проектов исполнено                                      пять муниципальных проектов на общую сумму 55 737,4 тыс. руб. или 100,0% от утвержденных плановых назначений:  «Успех каждого ребенка» в сумме 36 561,3 тыс. руб. на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях; «Патриотическое воспитание граждан» – 8 010,8 тыс. руб. на обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в муниципальных общеобразовательных организациях Иркутской области; «Современная школа» (Точка роста) – 916,4 тыс. руб. мероприятия по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам; «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» – 7 644,7 тыс. руб. на мероприятия по развитию сети учреждений культурно-досугового типа; «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры» – 2 604,2 тыс. руб. по созданию виртуальных концертных залов.

Участниками муниципальных проектов в отчетном периоде являлись Администрация Братского района и Управление образования.

В ходе проведения контрольного мероприятия по оценке полноты и достоверности отражения показателей годовой бюджетной отчетности, оформления форм, таблиц и пояснительной записки к годовой отчетности, соответствия взаимосвязанных показателей отчетов, установлено:

– бюджетная отчетность по полноте предоставленных форм в полном объеме соответствует требованиям ст.264.1, 264.5, 264.6 БК РФ и подп. 11.2 п.11 Инструкции №191н;

– при выборочной проверке соблюдения контрольных соотношений форм бюджетной отчетности установлено соответствие показателей основных форм бюджетной отчетности;

– в нарушение абз.4 п.158 Инструкции №191н Сведения о проведении инвентаризаций (таблица №6) заполнена некорректно в части причин проведения инвентаризаций.

Фактов недостоверных отчетных данных; искажений бюджетной отчетности; осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом, проверкой не установлено. Годовой отчет муниципального образования соответствует требованиям Инструкции №191н, действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и является достоверным.

Похожие записи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ №35 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Тэмьского муниципального образования за 2022 год от 28.04.2023

КСО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ №26 по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Кузнецовского муниципального образования за 2022 год от 28.04.2023

КСО

Информация по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения и контроль за организацией исполнения бюджета муниципального образования «Братский район» за первое полугодие 2024 года»

КСО