Контрольно-счетным органом муниципального образования «Братский район» (далее – КСО Братского района) на основании ст.157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), п.1.4 Плана Деятельности КСО Братского района на 2024 год, Соглашений о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Экспертиза проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период». В результате проведения экспертно-аналитическое мероприятие подготовлены соответствующие заключения.
При проведении экспертизы проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период (далее – Проект бюджета) осуществлялось определение:
- соответствия действующему законодательству и нормативным правовым актам органов местного самоуправления проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в представительный орган;
- обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним.
Также, при подготовке заключений оценивалась эффективность проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики муниципалитета, его соответствие положениям посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики муниципального образования, иным программным документам, соответствие условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат.
При проведении экспертизы Проектов бюджетов муниципальных образований установлено следующее:
- Проекты бюджета составлены в соответствии с требованиями п.4 ст.169 БК РФ на три года: очередной финансовый год (2025 год) и плановый период (2026 и 2027 годы).
- В Проектах бюджета соблюдены требования и ограничения, установленные БК РФ:
- по сбалансированности бюджета (ст.33 БК РФ);
- по общему (совокупному) покрытию расходов бюджета (ст.35 БК РФ);
- по созданию резервного фонда (ст.81 БК РФ);
- по размеру дефицита местного бюджета (п.3 ст.92.1 БК РФ);
- по определению верхнего предела муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода (п.2 ст.107 БК РФ);
- по объему бюджетных ассигнований Дорожного фонда (п.5 ст.179.4 БК РФ), с учетом принятия Закона Иркутской области от 28.12.2023 №165-ОЗ «О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области и отдельных положений законов Иркутской области»;
- по общему объему условно утверждаемых расходов (п.3 ст.184.1);
- по объему бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (п.3 ст. 184.1 БК РФ).
- В соответствии со ст.174.1 БК РФ доходы бюджетов спрогнозированы на основе Прогноза социально-экономического развития муниципального образования на 2025 – 2027 годы.
- В соответствии со ст.184.1 БК РФ спрогнозированы основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит бюджета (Приложение №1).
- При анализе составляющих показателей доходов муниципального образования, отмечается снижение показателей «Налоговые и неналоговые доходы» которое обусловлено:
- отсутствием поступления налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в связи утратой силы Закона Иркутской области от 03.11.2016 №96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» (Закон Иркутской области от 28.12.2023 №165-ОЗ);
- изменением нормативов отчислений в бюджеты сельских поселений от налоговых доходов, подлежащих зачислению с территории соответствующего сельского поселения в бюджет муниципального района: от налога на доходы физических лиц и от единого сельскохозяйственного налога (Закон Иркутской области от 04.10.2024 №73-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты»).
Запланированы поступления от неналоговых доходов, а также безвозмездные поступления в бюджет поселений.
- Формирование расходной части бюджета осуществлялось по программному принципу на основе муниципальных программ муниципальных образований.
- В соответствии с п.1 ст.179 БК РФ муниципальные программы утверждены постановлениями главы муниципального образования. Представлены проекты постановлений о внесении изменений в муниципальные программы.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия выявлены наиболее часто встречающиеся нарушения:
- в перечне документов, представленных одновременно с Проектом бюджета, отсутствуют предварительные итоги социально-экономического развития за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;
- проекты постановлений о внесении изменений в муниципальные программы не содержат информацию об объемах ресурсного обеспечения в разрезе бюджетов;
- наименования муниципальных программ содержат разночтения в Проекте бюджета, постановлениях об утверждении муниципальных программ и в проектах постановлений о внесении изменений в муниципальные программы.
КСО Братского района обращает внимание, что аналогичные замечания были выявлены в заключениях по результатам проведения экспертизы проектов местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, однако были не приняты во внимание, что привело к допущению аналогичных недостатков при подготовке Проектов бюджета на 2025 год на плановый период 2026 и 2027 годов.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия КСО Братского района делает вывод, что Проекты бюджета в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства, сбалансированы, параметры бюджетов обоснованы, обстоятельств, препятствующих принятию Проектов бюджетов, не установлено.
в тыс. руб. | ||||
№п/п | Наименование поселения | 2025г. | 2026г. | 2027г. |
1 | Большеокинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 21 816,1 | 19 749,2 | 19 431,4 | |
Общий объем расходов бюджета | 21 850,1 | 19 786,2 | 19 469,4 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -34,0 | -37,0 | -38,0 | |
2 | Вихоревское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 201 047,3 | 199 662,7 | 190 026,8 | |
Общий объем расходов бюджета | 209 247,3 | 208 162,7 | 198 876,8 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -8 200,0 | -8 500,0 | -8 850,0 | |
3 | Добчурское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 18 243,3 | 16 201,2 | 16 511,5 | |
Общий объем расходов бюджета | 18 287,5 | 16 216,2 | 16 526,5 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -44,2 | -15,0 | -15,0 | |
4 | Зябинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 21 366,2 | 16 011,8 | 15 621,7 | |
Общий объем расходов бюджета | 21 418,2 | 16 065,8 | 15 676,7 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -52,0 | -54,0 | -55,0 | |
5 | Илирское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 28 462,0 | 24 654,7 | 24 468,5 | |
Общий объем расходов бюджета | 28 517,0 | 24 709,7 | 24 527,5 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -55,0 | -55,0 | -59,0 | |
6 | Калтукское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 39 430,0 | 28 707,8 | 26 756,0 | |
Общий объем расходов бюджета | 39 581,0 | 28 785,8 | 26 835,0 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -151,0 | -78,0 | -79,0 | |
7 | Карахунское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 23 199,9 | 19 477,7 | 20 096,6 | |
Общий объем расходов бюджета | 23 210,9 | 19 490,4 | 20 109,6 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -11,0 | -12,7 | -13,0 | |
8 | Кежемское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 34 521,4 | 29 120,4 | 29 558,7 | |
Общий объем расходов бюджета | 34 616,4 | 29 220,4 | 29 664,7 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -95,0 | -100,0 | -106,0 | |
9 | Ключи-Булакское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 43 786,4 | 25 823,8 | 26 247,5 | |
Общий объем расходов бюджета | 43 826,4 | 25 866,8 | 26 291,5 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -40,0 | -43,0 | -44,0 | |
10 | Кобинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 14 060,9 | 13 907,3 | 13 610,0 | |
Общий объем расходов бюджета | 14 268,9 | 13 916,3 | 13 619,6 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -208,0 | -9,0 | -9,6 | |
11 | Кобляковское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 34 656,4 | 30 146,2 | 30 960,9 | |
Общий объем расходов бюджета | 34 782,4 | 30 276,2 | 31 095,9 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -126,0 | -130,0 | -135,0 | |
12 | Куватское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 14 803,0 | 14 033,9 | 13 434,8 | |
Общий объем расходов бюджета | 14 818,0 | 14 048,9 | 13 449,8 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -15,0 | -15,0 | -15,0 | |
13 | Кузнецовское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 18 210,1 | 18 782,1 | 17 127,7 | |
Общий объем расходов бюджета | 18 300,1 | 18 872,9 | 17 224,8 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -90,0 | -90,8 | -97,1 | |
14 | Наратайское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 19 306,7 | 19 116,1 | 17 832,2 | |
Общий объем расходов бюджета | 19 311,3 | 19 123,0 | 17 839,2 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -4,6 | -6,9 | -7,0 | |
15 | Озернинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 21 644,0 | 20 356,8 | 20 073,1 | |
Общий объем расходов бюджета | 21 719,0 | 20 436,8 | 20 158,1 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -75,0 | -80,0 | -85,0 | |
16 | Покоснинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 33 353,3 | 26 214,7 | 28 334,1 | |
Общий объем расходов бюджета | 33 634,3 | 26 399,7 | 28 524,1 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -281,0 | -185,0 | -190,0 | |
17 | Прибойнинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 16 684,0 | 16 685,1 | 16 776,3 | |
Общий объем расходов бюджета | 16 695,0 | 16 696,1 | 16 788,1 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -11,0 | -11,0 | -11,8 | |
18 | Прибрежнинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 34 775,8 | 26 561,9 | 27 223,6 | |
Общий объем расходов бюджета | 35 014,3 | 26 666,9 | 27 330,6 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -238,5 | -105,0 | -107,0 | |
19 | Тарминское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 21 646,4 | 18 241,9 | 19 611,1 | |
Общий объем расходов бюджета | 21 674,4 | 18 269,9 | 19 644,1 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -28,0 | -28,0 | -33,0 | |
20 | Турманское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 29 678,8 | 24 670,4 | 24 762,5 | |
Общий объем расходов бюджета | 29 737,8 | 24 729,4 | 24 825,5 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -59,0 | -59,0 | -63,0 | |
21 | Тэмьское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 19 800,4 | 18 688,9 | 20 876,0 | |
Общий объем расходов бюджета | 19 834,4 | 18 722,9 | 20 911,0 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -34,0 | -34,0 | -35,0 | |
22 | Тангуйское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 86 251,9 | 71 420,6 | 72 968,7 | |
Общий объем расходов бюджета | 86 388,9 | 71 560,6 | 73 109,7 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -137,0 | -140,0 | -141,0 | |
23 | Харанжинское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 24 522,0 | 19 814,4 | 21 409,1 | |
Общий объем расходов бюджета | 24 539,1 | 19 832,4 | 21 428,1 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -17,1 | -18,0 | -19,0 | |
24 | Шумиловское муниципальное образование | |||
Общий объем доходов бюджета | 20 283,0 | 17 209,4 | 17 519,6 | |
Общий объем расходов бюджета | 20 294,0 | 17 220,4 | 17 532,6 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -11,0 | -11,0 | -13,0 | |
Итого | ||||
Общий объем доходов бюджета | 841 549,3 | 735 259,0 | 731 238,4 | |
Общий объем расходов бюджета | 851 566,7 | 745 076,4 | 741 458,9 | |
Дефицит (-)/ профицит (+) бюджета | -10 017,4 | -9 817,4 | -10 220,5 |