Объекты контрольного мероприятия: Администрация муниципального образования «Братский район» (далее – администрация МО «Братский район»); Администрация Вихоревского городского поселения (далее – администрация Вихоревского МО); Администрация Кобляковского сельского поселения (далее – администрация Кобляковского МО).
Срок проведения основного этапа контрольного мероприятия: с 21.06.2025 по 30.09.2025.
Предмет контрольного мероприятия:
- Оценка реализации мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах».
- Средства областного и местного бюджетов, средства федерального бюджета, средства публично-правовой компании «Фонд развития территорий», направленные на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, предусмотренного в региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах».
Цель контрольного мероприятия:
Оценить результативность мероприятий, проводимых муниципальными образованиями по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда и переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений (строений).
Проверяемый период:2019 год – истекший период 2025 года.
По результатам контрольного мероприятия установлено.
Проблеме ликвидации Аварийный жилищный фонд (далее – АЖФ) в масштабах страны уделяется особое внимание с 2012 года. Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и от 07.05.2018 №204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. В 2024 году федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» с участием средств Фонда, срок реализации которого был установлен с 01.10.2018 по 31.12.2024, завершился.
Одно из поручений Президента РФ от 30.03.2024 – продлить до 2030 года реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», предусмотрев выделение на его финансирование бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 330 млрд. рублей, а также разработать и реализовать новую программу расселения аварийного жилья. С 1 января 2025 года стартовал федеральный проект «Жилье» в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»).
На региональном уровне мероприятия по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда с привлечением разных источников финансирования (средства областного бюджета, местных бюджетов и финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) консолидированы в Государственной программе Иркутской области «Доступное жилье» и реализуются в рамках четырех подпрограмм. На территории муниципального образования «Братский район» Иркутской области – в рамках двух подпрограмм Государственной программы:
- «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на 2019 – 2024 годы;
- «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда во взаимодействии с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на 2019 – 2025 годы».
В целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области, поселения Братского района, на территориях которых расположены дома, подлежащие сносу или реконструкции, включены в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года Региональной адресной программы Иркутской области. В Перечень включены дома, отвечающие трем основным признакам: 1) дома многоквартирные, 2) признаны в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года, 3) аварийность наступила в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно Перечня общее количество аварийных домов Братского района составляет
46 ед., общей площадью 17 632,6 м2, в которых проживают 957 чел., в том числе:
- АЖФ, подлежащий расселению без участия средств Фонда – 14 многоквартирных домов в сельских поселениях Братского района, общей площадью 1 605,80 м2 (106 чел.);
- АЖФ, подлежащий расселению с привлечением средств Фонда – 32 многоквартирных дома в Вихоревском городском поселении Братского района, общей площадью 16 026,80 м2 (851 чел.).
Наибольший объем непригодного для проживания жилья планируется переселить во взаимодействии с Фондом (более 90,0%).
Мероприятия по переселению граждан из АЖФ на территории Братского района предусмотрены муниципальными программами:
- «Переселение граждан, проживающих на территории Кобляковского муниципального образования, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым
до 1 января 2017 года на 2019-2025 годы» (Кобляковское сельское поселение); - «Жилье» на 2020-2027 годы» подпрограмма «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории муниципального образования «Братский район» на 2020-2025 годы (сельские поселения);
- «Переселение граждан, проживающих на территории Вихоревского городского поселения, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года,
в 2019-2025 годах» (Вихоревское городское поселение).
Выявлены нарушения положений Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципальных образований, установленных местными администрациями. Установлены случаи несвоевременного внесения изменений в ранее утвержденные муниципальные программы в соответствии с решениями о бюджете (п.2 ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
В соответствии с положениями ст.139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период. Условия предоставления субсидий:
- наличие правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
- наличие в местном бюджете (Сводная бюджетная роспись – далее СБР) бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в объеме, необходимом для их реализации;
- заключение Соглашений о предоставлении субсидии.
В процессе анализа нормативных документов установлено, что органами местного самоуправления в основном условия предоставления субсидий соблюдаются, но выявлены случаи отсутствия правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии.
Мероприятия по обеспечению жильем граждан включают три основных направления:
- строительство жилых помещений для переселения граждан из АЖФ;
- приобретения жилых помещений для переселения граждан из АЖФ;
- предоставления возмещений гражданам за изымаемые жилые помещения АЖФ для переселения граждан.
Многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащие сносу, состоят из жилых помещений различных форм собственности: частной и муниципальной.
Согласно ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), если изымаемые жилые помещения в аварийном многоквартирном доме принадлежат гражданам на праве собственности, гражданам выплачивается возмещение, либо, по соглашению с собственником, ему может быть предоставлено взамен другое жилое помещение с учетом стоимости изымаемого жилья.
В случае если жилые помещения находятся в муниципальной собственности и предоставлены гражданам по договорам социального найма, то таким гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст.89 ЖК РФ). Предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч.1 ст.89 ЖК РФ).
Как показала проверка, мероприятия по переселению граждан из АЖФ в основном реализовывались путем приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья и путем предоставления возмещения за изымаемые жилые помещение, что не способствует стимулированию строительной отрасли и увеличению объемов строительства жилья.
Предоставление возмещения допускается только с согласия собственника, размер возмещения, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением. Размер возмещения включает рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения.
Выявлены факты нарушения ч.7 ст.32 ЖК РФ, когда в сумму возмещения за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения не включены убытки, причиненные собственникам жилых помещений в связи с изъятием.
Учитывая полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, установлены случаи нарушения сроков принятия решения о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу (п.49 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 19.10.2024) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»). Процедура проведения оценки носит заявительный характер, однако, в нарушение требований Положения №47 в некоторых случаях установлено отсутствие документов (заявлений), являющихся основанием для проведения процедуры признания помещения аварийным. Собственникам жилых помещений не направлялись уведомления о принятом решении об изъятии жилого помещения, а также проекты соглашений (ч.4 ст.32 ЖК РФ, п.2 ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации – далее ЗК РФ). Наименования соглашений, заключенных с собственниками жилых помещений, предметом которых является изъятие недвижимости для муниципальных нужд, не соответствуют ст.32 ЖК РФ. Нарушены сроки выплаты суммы возмещения за изъятое жилое помещение, предусмотренных условиями Соглашения. В нарушение п.3 ст.79 ЖК РФ с нанимателем жилого помещения не расторгнут договор социального найма.
При проведении проверки установлен ряд нарушений, связанных с вопросами законности и эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий.
Все муниципальные контракты на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья заключены с участником, подавшим единственную заявку на участие в соответствующем аукционе по НМЦК.
При проведении проверки установлен ряд нарушений, связанных с заключением контрактов на приобретение жилых помещений:
- НМЦК по закупкам на приобретение жилых помещений установлена с нарушениями ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона №44-ФЗ);
- в аукционных документациях в нарушение ч.12 ст.22 Закона №44-ФЗ в обоснование цены контракта, не включено обоснование невозможности применения методов, указанных в ч.1 ст.22 Закона №44‑ФЗ, что влечет риск завышения НМЦК, цены контракта и, соответственно, риск неэффективного расходования бюджетных средств;
- при описании объекта закупок на приобретение жилых помещений предъявлены избыточные требования, свидетельствующие о наличии признаков нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона №44-ФЗ;
- установлены случаи приемки жилых помещений по муниципальным контрактам в нарушение ст.94 Закона №44-ФЗ в части приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям контрактов;
- оплата приобретенного жилого помещения произведена с нарушением сроков, предусмотренных условиями соответствующего контракта, а также в нарушение п.13.1 ст.34 Закона №44-ФЗ.
При заключении контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов размер обеспечения его исполнения установлен ниже размера аванса, выплачиваемого заказчиком, что привело к невозможности взыскания в полном объеме суммы аванса с недобросовестного подрядчика и соответственно возврата неиспользованной субсидии в бюджет Иркутской области. Контракт расторгнут 18.07.2023 в связи с нарушением Подрядчиком существенных условий. Заказчиком своевременно выставлены требования о выплате штрафов, о возврате бюджетных средств, выплаченных в качестве аванса. Исковое заявление в Арбитражный суд Иркутской области о взыскании задолженности удовлетворено. На сегодняшний день Подрядчиком решение суда не исполнено.
Установлено, общая площадь приобретенных жилых помещений имеет незначительные отклонения от площади ранее занимаемых жилых помещений в большую сторону. Другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, в то же время судебная практика, применительно к положениям ст.89 ЖК РФ, допускает предоставление жилых помещений большей площади, нежели занимаемые ранее при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
В результате расселения граждан из АЖФ сельских поселений Братского района Иркутской области за период с 2019 по 2025 годы без участия средств Фонда расселены жилые помещения общей площадью 1 605,80 м2, расселено 104 чел., что составило 100,0% от запланированных показателей:
- заключено и исполнено 18 соглашений о возмещении за изымаемые жилые помещения общей площадью 744,8 м2 (55 чел.), размер возмещения составил 16 114,0 тыс. руб. Средняя стоимость одного квадратного метра жилья составила 21,6 тыс. руб.;
- заключено и исполнено 20 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений, которые предоставлены по договорам социального найма гражданам взамен жилых помещений АЖФ. Общая площадь приобретенных жилых помещений составила 1 135,8 м2 (49 чел.), размер приобретенного жилого помещения – 27 257,0 тыс. руб. Средняя стоимость одного квадратного метра приобретенного жилья составила 24,0 тыс. руб.
Норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра (46,3 тыс. руб.) установлен для всей Иркутской области (Приказ Минстроя России от 18.09.2019 №553/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 года»), и значительно отличается от реальной рыночной стоимости объектов недвижимого имущества в сельских поселениях района.
В денежном выражении исполнение по переселению граждан из АЖФ без участия средств Фонда за рассматриваемый период составило 43 370,5 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета – 39 830,2 тыс. руб.; районного бюджета – 3 540,3 тыс. руб.
В результате расселения граждан из АЖФ Вихоревского городского поселения Братского района Иркутской области за рассматриваемый период расселены жилые помещения общей площадью 11 151,79 м2 при плановых – 16 026,8 м2 или 69,6%, расселено 516 чел. (план – 851 чел.), в том числе:
- заключено и исполнено 349 соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, общая сумма возмещения за изымаемые жилые помещения составила 295 743,8 тыс. руб. Средняя стоимость 1м2 составила 30,8 тыс. руб.;
- заключено 45 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир), стоимость приобретенного жилья составила 71 985,2 тыс. руб. Средняя стоимость одного квадратного метра приобретаемого жилья составила 26,6 тыс. руб.;
- получено 8 решений Братского районного суда Иркутской области об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения, сумма возмещения – 11 209,5 тыс. руб.;
- заключен 1 контракт на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов, цена контракта 440 225,6 тыс. руб.;
- заключены контракты на подготовку оценки жилых помещений, изготовление проектов по сносу, снос аварийного жилья, определение рыночной стоимости вторичного жилья на сумму 1 158,2 тыс. руб.
Согласно данным отчета об исполнении бюджета Вихоревского МО за 2023 год в Министерство строительства Иркутской области был осуществлен возврат остатка субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из АЖФ в сумме 2 001,1 тыс. руб., в связи с расторжением контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству многоквартирных жилых домов.
В денежном выражении исполнение по расселению граждан из АЖФ с привлечением средств Фонда за период с 2019 по истекший период 2025 года составило 388 408,6 тыс. руб., в том числе: за счет средств Фонда – 353 018,2 тыс. руб., областного бюджета –
28 971,4 тыс. руб.; местного бюджета – 6 419,0 тыс. руб.
Одно из ключевых направлений работы по ликвидации аварийного жилищного фонда является снос расселенного аварийного жилья, поскольку после сноса высвободившийся земельный участок, может быть, использован под строительство новых домов, социально-значимых объектов, благоустройства и формирования современной городской среды.
Согласно п.10 ст.32 ЖК РФ в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, орган, вынесший такое решение, может предъявить требования о сносе соответствующего дома к собственникам помещений. В нарушение данного пункта администрациями сельских поселений, принявшими решения о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, таких требований к собственникам не предъявляли. Не приняты достаточные меры, препятствующие к несанкционированному доступу людей к неэксплуатируемым объектам недвижимого имущества.
КСО проведены выборочные выездные осмотры сноса аварийных жилых домов.
Так в п. Турма МО «Братский район», г. Вихоревка по улицам Комсомольская, Пионерская, Школьная, Лазо, в результате осмотров 32 расселенных аварийных домов установлено отсутствие завершения мероприятий по сносу АЖФ по 30 объектам. При этом зафиксированы аварийные дома, находящиеся в полуразрушенном состоянии, с отсутствием крыш, окон, дверных проемов и т.д.; а также фактически снесенные, но захламленные строительным мусором.
Брошенные расселенные дома являются источниками повышенной опасности, имеется значительный риск обвала элементов строений, что создает угрозу безопасности населению.
В соответствии с пояснениями должностных лиц объектов контроля основной причиной, по которым снос АЖФ в отдельных муниципальных образованиях не осуществляется – является дефицит местного бюджета.
КСО Братского района предлагает объектам контрольного мероприятия проанализировать результаты мероприятия, принять действенные меры по устранению причин и условий, способствовавших отмеченным недостаткам и нарушениям с целью исключения подобных фактов в дальнейшем.
В адрес администрации МО «Братский район» и администрации Вихоревского МО вносятся представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Результаты контрольного мероприятия направлены мэру Братского района, главе Вихоревского МО, главе Кобляковского МО, а также в адрес Думы Братского района, прокурора Братского района.