Объекты контрольного мероприятия:
- Администрация муниципального образования «Братский район», ее структурное подразделение – Управление образования администрации муниципального образования «Братский район»;
- Муниципальное казенное учреждение «Межведомственная централизованная бухгалтерия Братского района»;
- Муниципальные образовательные организации, подведомственные Управлению образования администрации муниципального образования «Братский район» (МКОУ «Большеокинская СОШ», МКОУ «Бурнинская НОШ», МКОУ «Вихоревская СОШ №2», МКОУ «Вихоревская СОШ №10», МКОУ «Илирская СОШ №2», МКОУ «Карахунская СОШ», МКОУ «Кардойская ООШ», МКОУ «Ключи-Булакская СОШ», МКОУ «Кузнецовская СОШ», МКОУ «Леоновская ООШ», МКОУ «Покоснинская СОШ», МКОУ «Тарминская СОШ», МКОУ «Турманская СОШ», МКОУ «Тэминская СОШ», МКОУ «Шумиловская СОШ»).
Цели контрольного мероприятия:
- Проверить соблюдение законодательства при формировании финансового обеспечения деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и использования ими средств местного бюджета, источником финансирования которых являлись субвенции на образование.
Провести анализ подведомственной сети муниципальных общеобразовательных организаций, штатов, контингента обучающихся.
Провести анализ показателей муниципальных заданий, характеризующих объем муниципальных услуг (число обучающихся) по видам общеобразовательных услуг на соответствующий финансовый год, в сравнении с показателями, принятыми для расчета объемов субвенции на образование.
Оценить соблюдение органами местного самоуправления законодательства по финансовому обеспечению деятельности подведомственных образовательных организаций.
- Проверить соблюдение законодательства при расходовании муниципальными общеобразовательными организациями предоставленных им средств в рамках финансового обеспечения оказания образовательных услуг, источником формирования которых являлись субвенции на образование (при проведении встречных проверок, выборочно).
Провести анализ достижения прогнозных показателей средней заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций в разрезе общеобразовательных организаций и по муниципальному образованию в целом.
Провести анализ отчетности, предоставленной муниципальными образованиями министерству образования Иркутской области.
Провести анализ и оценить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01 января очередного финансового года по оплате труда работникам общеобразовательных организаций и начислениям на выплаты по оплате труда, источником финансового обеспечения которых являлась субвенция на образование.
Проверяемый период деятельности: 2023 год – истекший период 2024 года.
Предоставление общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного образования, образовательные программы среднего общего образования) и по дополнительным образовательным программам является одной из основных функций Управления образования Администрации муниципального образования «Братский район».
По состоянию на 01.01.2023 года сеть муниципальных образовательных организаций, подведомственных Управлению образования, представлена 41 общеобразовательным учреждением, по состоянию на 01.01.2024 года – 40 общеобразовательными учреждениями (29 средних общеобразовательных школ, 6 основных общеобразовательных школ, 2 начальных общеобразовательных школы, 2 начальные школы – детский сад, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа).
Расходование средств доведенных субвенций в МО «Братский район» осуществлено в соответствии с Порядком предоставления субвенций на расходы на оплату труда и учебные расходы. В проверяемом периоде средства субвенций на дополнительное профессиональное образование педагогических работников не направлялись.
Все общеобразовательные организации являются казенными учреждениями, согласно п.2 ст.161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг и финансового обеспечения выполнения ими муниципального задания в отношении образовательных организаций в МО «Братский район» отсутствует.
По состоянию на 01.01.2023 штатная численность работников общеобразовательных организаций составила 1 725,23 единицы, из них: 88,00 – АУП, 1 047,13 – педагогический персонал (в том числе 915,13 – учителя), 590,10 – вспомогательный персонал. Большую часть работников общеобразовательных организаций соответственно составляет педагогический персонал – 60,7% (из них – 87,4% учителя), вспомогательный персонал – 34,2%, административно-управленческий – 5,1%.
На 01.01.2024 штатная численность работников в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 92,7 штатных единицы и составила 1 817,93, из них: 91,00 – АУП (+3 ед.), 1 098,38 – педагогический персонал (+51,25 ед.), в т.ч. 950,38 ед. – учителя (+35,25 ед.), 628,55 – вспомогательный персонал (+38,45 ед.).
В целом по МО «Братский район» наибольший рост штатной численности установлен по работникам педагогического персонала. Нормативы по формированию штатной численности на уровне муниципального образования «Братский район» не установлены.
На уровне муниципального образования порядок распределения субвенции на образование между образовательными организациями МО «Братский район» не регламентирован.
В соответствии с законом Иркутской области на 2024 год бюджету МО «Братский район» доведены субвенции на образование в рамках предоставления межбюджетных трансфертов в сумме 1 132 398,5 тыс. руб. (без учета расходов на учебные расходы), что составляет 97,987% от потребности, т. е. в размере недостаточном на 12 месяцев 2024 года. Недостаток составил 23 590,7 тыс. руб. или 2,0%.
В части учебных расходов субвенции доведены в полном объеме 10 776,0 тыс. руб. (2023), 15 807,0 тыс. руб. (2024). Фактическое исполнение субвенции на образование в части учебных расходов в первом полугодии 2024 составило 39,6% или 6 254,0 тыс. руб. от плановых назначений (15 807,0 тыс. руб.).
В проверяемом периоде расходы на оплату труда по общеобразовательным организациям за счет субвенции на образование составили:
- за 2023 год 1 133 967,8 тыс. руб., в том числе по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» (далее – КВР 111) в сумме 872 318,5 тыс. руб., по КВР 119«Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» (далее – КВР 119) – 261 649,3 тыс. руб. Процент исполнения по отношению к уточненным плановым назначениям на 01.01.2024 составил 100%;
– за первое полугодие 2024 года – 682 769,3 тыс. руб., в том числе по КВР 111 – 551 909,0 тыс. руб., по КВР 119 – 130 860,4 тыс. руб. Процент исполнения в целом по Управлению образования составил 60,3%.
В целом по муниципальному образованию фактически среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы общего образования, сложилась:
- за 2023 год в сумме 64 913,36 руб., что составляет 89,0% от средней заработной платы по Иркутской области за январь – декабрь 2023 года. Целевой показатель средней заработной платы педагогических работников общего образования на 2023 год выполнен на 105,0%;
- за первое полугодие 2024 год – 87 110,70 руб., что составляет 104,2% от средней заработной платы по Иркутской области за январь – июнь 2024 года. Прогнозный целевой показатель средней заработной платы педагогических работников общего образования на 2024 год выполнен на 132,2%.
В 2023 средняя заработная плата педагогических работников сложилась выше целевого показателя, но ниже средней заработной платы по полному кругу организаций Иркутской области. За 1 полугодие 2024 уровень средней заработной платы педагогических работников превысил не только целевой показатель на 21 238,80 руб. (+32,2%), но и уровень среднемесячной начисленной заработной платы по Иркутской области на 3 487,20 руб. (+4,2%).
При этом, согласно п.16 Приказа Росстата №366, работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работу на условиях внутреннего совместительства, включая совмещение профессий (должностей), учитывается один раз по месту основной работы, в фонде заработной платы – вся сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству (совмещению).
Таким образом, средняя заработная плата педагогических работников сформировалась с учетом малокомплектности школ, внутреннего совместительства, высокой педагогической нагрузки. Следовательно, при выполнении педагогическими работниками должностных обязанностей только по основной работе в рамках нормы часов педагогической работы за ставку, средняя начисленная заработная плата по муниципальному образованию не достигнет уровня показателя среднемесячной заработной платы в целом по Иркутской области.
Общая сумма дебиторской задолженности по КБК 0702 8420473020 111 (119) по данным МКУ «МЦБ Братского района» в соответствии со Сведениями о дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) по состоянию на 01.01.2023 составила 371 934,31 руб., по состоянию на 01.01.2024 – 244 195,07 руб.
Установленное в ходе проведения контрольного мероприятия наличие дебиторской задолженности по счету 303.14 «Расчеты по единому налоговому платежу» по состоянию на 01.01.2024 в сумме 68 552,00 руб. свидетельствует о низком уровне контроля за использованием бюджетных средств и недостаточном взаимодействии образовательных учреждений с органами ИФНС по урегулированию задолженности (переплаты) по единому налоговому счету, что является причиной низкого «Рейтинга муниципальных образований», проводимом МИ ФНС России по управлению долгом. Наличие дебиторской задолженности по ЕНП является недопустимым в условиях дефицита бюджетных средств.
По итогам проведенных выборочных проверок, установлено значительное количество нарушений законодательства при осуществлении закупок товаров работ, услуг за счет субвенций на образование общеобразовательными организациями. Заключение контрактов неконкурентными способами, также не соблюдение исполнения требований ст.22 Закона №44-ФЗ при определении цены контактов оценивается как низкий показатель эффективности экономии бюджетных средств в процессе осуществления закупок, экономия по проверяемым закупкам отсутствует. Учебные расходы, осуществленные учреждениями в проверяемом периоде, соответствуют расходам, определенным п.5 Порядка предоставления субвенций: приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. В нарушение правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета общеобразовательными организациями на приобретенных средствах обучения не обозначены инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств.
Объем проверенных средств составил 2 299 462,20 тыс. руб.
Установленные нарушения общеобразовательными организациями порядка условий оплаты труда повлекли неправомерное расходование бюджетных средств на общую сумму 635,0 тыс. руб. (в т.ч. НДФЛ), подлежит возврату в бюджет.
Нарушения МКУ «МЦБ Братского района» требований к бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности привели к искажению данных бюджетной отчетности за 2023 год на сумму 63,9 тыс.руб.
Нарушения МКУ «МЦБ Братского района» требований, предъявляемых к правилам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета привели к искажению данных бухгалтерского учета на сумму 88,9 тыс. руб.
По итогам контрольного мероприятия установлено, что Управлением образования осуществляется недостаточный контроль за использованием бюджетных средств образовательными организациями.
По итогам контрольного мероприятия внесено пять представлений (МКОУ «Бурнинская НОШ», МКОУ «Вихоревская СОШ №2», МКОУ «Кардойская ООШ», МКОУ «Тэминская СОШ», МКОУ «Шумиловская СОШ»), направлено два информационных письма (в Управление образования, прокурору Братского района).
Результаты контрольного мероприятия направлены в адрес Управления образования, МКУ «МЦБ Братского района», мэра Братского района, председателя Думы Братского района.