Информация Рабочая группа межведомственной комиссии Иркутской области по противодействию нелегальной занятости

Новые меры по противодействию нелегальной занятости

С 01.01.2024 вступили в силу отдельные положения закона
от 12.12.2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором внесены изменения, касающиеся вопросов неформальной занятости, в части ст. 66 «Организационные основы противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации» и ст. 67 «Межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости».

С 01.03.2024 налоговые органы и другие ведомства будут предоставлять сведения обо всех работодателях, в деятельности которых имеются те или иные индикаторы нелегальной занятости, включая персональные данные работников и сведения, составляющие налоговую тайну (ч.5 ст.70 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ) в областную межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости (далее – Комиссия).

В связи с этим, Минтруд России приказом от 02.02.2024 № 40 н утвердил перечень признаков, которые свидетельствуют том, что работодатель нарушает трудовые права своих сотрудников, не заключает с ними трудовые договоры или прикрывает трудовые отношения гражданско-правовыми договорами.

Признаки нелегальной занятости:

– выплата заработной платы в размере ниже МРОТ более 10 работникам, если доля таких работников составляет не менее 10% от общего числа сотрудников (доплаты и выплаты в пользу работников по гражданско-правовым договорам в расчет не берутся);

– наличие более 10 заключенных договоров с самозанятыми физлицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», среднемесячный доход которых превышает 20 000 рублей и средняя продолжительность работы которых в компании составляет более 3 месяцев в год;

– отклонение среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам, от среднеотраслевой заработной платы по региону более чем на 35%.

На основании этих сведений Комиссия будет проводить проверки работодателей на предмет выявления фактов теневой занятости.

В случае выявления фактов теневой занятости, работодатель будет привлечен к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Данное нарушение грозит индивидуальным предпринимателям (ИП) штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, должностным лицам организаций – от 10 000 до 20 000 рублей, организациям – от 50 000 до 100 000 рублей.

За выплату сотрудникам зарплаты ниже МРОТ работодателей оштрафуют по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для ИП назначат в размере от 1 000 до 5 000 рублей, для организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Также работодателей могут привлечь к налоговой ответственности по
ст. 123 Налогового кодекса РФ за неполное удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению налоговым агентом. Штраф составит 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет.

Кроме того, работодатели, уличенные в содействии нелегальной занятости, попадут в специальный открытый реестр недобросовестных работодателей. Такой реестр появится в свободном доступе уже в 2025 году
(ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ).

         Чтобы избежать штрафов и попадания в реестр компаний-нарушителей, работодатели должны исключить из своей деятельности все признаки нелегальной занятости. Если с работником вместо трудового договора заключен гражданско-правовой договор, то он не должен содержать в себе признаки трудового договора и не может прикрывать собой трудовые отношения.

К характерным признакам трудовых отношений в соответствии со ст. 15 и ст. 56 Трудового кодекса РФ относятся:

– выполнение работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;

– подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);

– обеспечение работодателем условий труда;

– получение работником вознаграждения за выполненную работу ежемесячно в одном и том же размере;

– выполнение работ на постоянной основе и др.

         Также, следует учесть, что заработная плата, выплачиваемая сотрудникам по трудовым договорам, не должна быть меньше действующего размера МРОТ, который в 2025 году составляет 22440 рублей в месяц. В МРОТ не должны быть включены районные коэффициенты и процентные надбавки за работу на Крайнем Севере или приравненных к ним местностях, выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.

Похожие записи

Зачем нужен трудовой договор

Мельникова

Постановление № 210 от 31.03.2021 г. «О внесении изменений в Постановление мэра Братского района от 20.04.2020 г. № 201 «О создании межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости населения и обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста в муниципальном образовании «Братский район»

ПРОТОКОЛ № 2 заседания территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Братском районе