30 января 2019 года прошла 9-ая сессия Законодательного Собрания Иркутской области, на которой в рамках муниципального часа с докладом на тему: «Проблемы организации пассажирских перевозок между муниципальными образованиями Братского района» выступил председатель Думы Братского района – Ковалев Владимир Степанович.
Проблема с пассажирскими перевозками между муниципальными образованиями первого уровня и районными центрами застарелая, ее решение требует совместных действий и усилий всех уровней власти, иначе и дальше всё будет ограничиваться перепиской между муниципальным образованием и Правительством области, при том, что для большинства жителей сельских поселений это единственный вид транспорта, на котором они могут доехать до районного центра для решения своих вопросов и проблем (больница, соц.защита, пенсионные органы, органы муниципальной власти и.т.д.) и конечно же в том числе от того организованы или нет пассажирские перевозки судят о работе муниципальной власти.
Что касается ситуации в Братском районе:
Братский район это – 33 тысячи квадратных километров, 56 населенных пунктов, 51420 – жителей. Удаленность населенных пунктов от районного центра до 250 километров.
Общая протяженность автомобильных дорог в Братском районе на 1 января 2018 года 1 723,079 км., в том числе:
Наименование дорог (км.) | 2017 год | 2018 год |
Федерального значения – А-331 «Вилюй» | 242,631 | 242,631 |
Областные дороги общего пользования | 580,7 | 580,7 |
Муниципальные дороги общего пользования (всего) | 692,21 | 728,748 |
В том числе – внутри поселенческие | 597,933 | 597,933 |
В том числе межпоселенческие | 94,277 | 130,815 |
Бесхозные автомобильные дороги в Братском районе | 225,54 | 171 |
Итого: | 1741,081 | 1723,079 |
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ создание условий для предоставления услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального района (п.6 части 1 статьи 15) относится к вопросам местного значения, а в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 220 от 13.07.2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» финансирование перевозчиков, выполняющих перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, являются расходными обязательствами органов местного самоуправления.
Мы в районе уже не один год пытаемся решить эту проблему самостоятельно и с помощью областных структур.
В настоящее время на территории нашего района перевозки пассажиров по 12 маршрутам осуществляют 23 перевозчика – индивидуальные предприниматели.
Муниципального транспорта по перевозке пассажиров нет. Из-за больших расстояний и малого количества пассажиров все маршруты убыточные.
Федеральный закон №220-ФЗ говорит, что органам местного самоуправления необходимо определять вид перевозок: по регулируемому тарифу или нерегулируемому.
При работе по нерегулируемым тарифам перевозчиком самостоятельно устанавливается размер оплаты, при работе по регулируемым тарифам – органом местного самоуправления.
Нами была предпринята попытка по открытию сообщения по маршруту «Братск – Бурнинские Вихоря – Сахарово – Кобляково.
Учитывая, что исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по организации транспортного обслуживания населения автотранспортом в межмуниципальном сообщении на территории нашей области является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, после соответствующей переписки, комиссией Министерства по обследованию муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров, на предмет соответствия автомобильных дорог и дорожных условий требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, было проведено обследование дорожных условий автодорог ведущих к обозначенным селам (названым), а также разворотных площадок, остановочных пунктов, расположенных в этих населенных пунктах. По результатам обследования составлен акт, и комиссия посчитала возможным разрешить установление данного регулярного автомобильного маршрута. Маршрут включен в реестр пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
На основании вышесказанного, на официальном сайте Министерства была размещена информация с предложением для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом подать заявление на установление данного маршрута. Трижды выставляли, причем впервые «пилотный» проект по нерегулируемым ценам – никто не заявился.
В результате проделанной работы нам все же удалось привлечь перевозчика, который зарегистрирован в ОГРН как индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на регулярные перевозки пассажиров и багажа (Медведев Николай Петрович). Отработав один месяц, выполнив 9 рейсов (2-3 рейса в неделю) отказался от работы по данному маршруту как убыточному.
Кроме этого, администрацией района была проведена работа по постановке на учет, получению лицензии, установке приборов учета рабочего времени водителя и аппаратуры спутниковой навигации «ГЛОНАС» на транспортное средство марки КАВЗ – 397620. Можно принимать водителя и запускать в работу по указанному маршруту, но мы не можем этого сделать, так как бюджет района глубокодотационный и остродефицитный. Достаточно сказать, что в принятом бюджете на 2019 год в первоначальном варианте зарплата и начисления на нее профинансированы на 7 месяцев, все остальные статьи на 47% от потребного. И будем выглядывать, и гадать не дай бог в июне не будет уточнения областного бюджета – как будем ремонтировать, проводить торги, оплачивать отпускные и.т.д.
Таким образом, организовать работу пассажирского транспорта ни по регулируемым, ни по нерегулируемым тарифам на территории района не представляется возможным, да и не только на территории Братского района.
Это проблема практически всех сельских муниципальных образований. Насколько я знаю, этот вопрос обсуждался на муниципальном часе на 46 сессии Законодательного Собрания 15 декабря 2016 года. Тогда о своих проблемах говорил председатель Думы Ангарского, Усть-Удинского и Зиминского муниципального образования.
Поступают письма от муниципальных образований в Ассоциацию с просьбой помочь в решении обсуждаемого вопроса.
Вопрос перезрел, откладывать его решение на потом больше нельзя.
Что касается паромных переправ.
В районе действуют 3 паромные переправы. Одна из них «Большеокинская»- 1200 метров, содержится и обслуживается АО «Группа Илим». Две – «Добчур» протяженностью 1200 метров и «Кантинская» протяженностью 300 метров после отказа по их содержанию АО «Группа Илим»в 2016 году вынужден содержать район, на условиях софинансирования с областью.
В порядке подготовки к передаче на уровень области паромных переправ «Добчур» и «Кантинская» в 2017 году мы провели кадастровые работы и поставили на учет в муниципальную собственность автодорогу переправа-«Кантинская» – пос.Харанжино (протяженность 36,175 км.) и автодорогу переправа «Добчур»- п.Добчур (протяженность 0,363 м.)
Кроме этого, необходимо оформить паспорта автодорог, проекты безопасности дорожного движения, привести в нормативное состояние сами дороги (были бесхозяйные), а для этого провести торги по проекту, сделать его, пройти экспертизу, а это все деньги которых в районе нет.
Всю свою жизнь люди старшего поколения пахали землю, растили хлеб, занимались производством молока и мяса, строили, работали в лесу, растили детей, более молодые занимаются этим в настоящее время, а доехать до города, особенно пенсионерам и студентам не на чем – нехорошо это и неправильно. Нам президент говорит – качество жизни людей – вот оценка работы всех уровней власти.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо рассмотреть возможность субсидирования затрат на перевозки пассажиров из сельских муниципальных образованиий по регулируемым тарифам путем включения в государственную программу Иркутской области «Развитие транспортного комплекса Иркутской области на 2019-2024 годы, утвержденную Постановлением Правительства 26.10.2018 года №768-ПП, цель которой – повышение доступности транспортных услуг, или разработать специальную программу.
Поскольку у нас уже есть обследованный, включенный в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом маршрут, оборудованный согласно требованиям автобус, мы готовы участвовать в пилотном проекте, если таковой будет.
Практика показывает, что от писем во все инстанции, (а люди писали и Губернатору и депутатам Государственной Думы Чернышеву А.В., Тэну С.Ю. и в прокуратуру области и в прокуратуру района, Уполномоченному по правам человека должного эффекта нет, ведь в данном случае решает всё наличие финансовых средств. Поэтому я попросил слово и благодарю за предоставленную возможность выступить на муниципальном часе и покидаю высокую трибуну с надеждой на положительное решение по вопросу пассажирских перевозок жителей села.