Поиск по сайту

Перепись 2020

perepis_2020

Они ищут родителей

Мероприятия

ukrhelp

Права граждан при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества

В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Качество коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с п.10 ст.156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – МКД) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с пп. «д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1, в котором приведен полный перечень требований к качеству коммунальных услуг для каждого вида коммунальных услуг. Так, приложением № 1 к Правилам установлено, что температура в жилых помещениях, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки, к которым относится Иркутская область, должна составлять не ниже +20 °C (а в угловых комнатах – не ниже +22 °C).

За нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность.

Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнитель коммунальных услуг в МКД несет ответственность перед потребителями за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства МКД. Это следует из ст. 161 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг.

Предусмотрены следующие виды ответственности: административная, уголовная, гражданско-правовая. Ответственность может наступить: за нарушение требований к качеству предоставления коммунальных услуг потребителю; за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, а также за непредоставление полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; за убытки, причиненные потребителям в результате нарушения исполнителем их прав, в т. ч. если договор ущемляет права потребителей по сравнению с Правилами предоставления коммунальных услуг; за моральный вред, причиненный потребителям вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством и Правилами предоставления коммунальных услуг. Это предусмотрено п. 149 Правил предоставления коммунальных услуг. Если исполнитель допустил нарушение качества коммунальных услуг, то он обязан произвести перерасчет размера платы в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от ее внесения. Это следует из п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг. Потребитель вправе требовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей». Случаи выплаты неустойки перечислены в п. 157 Правил предоставления коммунальных услуг.

Любой потерпевший, независимо от наличия договора о предоставлении коммунальных услуг, вправе требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения их качества.

Так, например, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. (пп. «а» п. 149, п. 150 Правил).

Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц. Статьей 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В том случае, если нормативная температура воздуха в жилом помещении исполнителем коммунальной услуги не обеспечена, потребитель вправе уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки.

По вопросу предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребители также вправе обратиться, в том числе с письменным обращением, в органы контроля, в полномочия которых входит осуществление государственного жилищного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора: В Службу государственного жилищного надзора Иркутской области, в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

Указанные органы власти в установленном законом порядке рассматривают устные и письменные обращения граждан по вопросам, относящимся к их компетенции. Таким образом, в случае нарушения Ваших прав в данной сфере правоотношений, Вы вправе самостоятельно обратиться в указанные органы за их защитой. Если Вы не согласны с принятым по Вашему обращению решением, Вы вправе обжаловать действия должностных лиц вышеуказанных ведомств, обратившись в вышестоящий орган, в прокуратуру или в суд.

Помощник прокурора Братского района юрист 1 класса

А.В. Каминский

25