Сообщения Прокуратуры Братского района

«Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера вреда.

Наиболее типичным правонарушением в указанной сфере на территории района является незаконная рубка или повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений. К повреждениям до степени прекращения роста насаждений относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста, в том числе ошмыг кроны, обдир коры.

Под рубкой лесных насаждений следует понимать их валку, т.е. отделение различными способами ствола дерева, в том числе спиливание, срубание, срезание, а также иные технологически связанные с ней процессы: включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу; или рубка с нарушением требований законодательства: без оформления необходимых документов, в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который, как было сказано выше, должен превышать пять тысяч рублей.

Применительно к незаконному повреждению насаждений критерием является степень такого повреждения, поскольку, если прекращение роста насаждений не произошло, действия виновного подлежат квалификации по ст. 8.28 КоАП РФ. Так же квалифицируются и действия лица, приведшие к прекращению роста насаждений, при отсутствии обязательного признака – значительность причиненного ущерба, а также квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ.

Размер возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства исчисляется из объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев. Объем древесины определяется по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации, по первому разряду высот в коре. Диаметр ствола деревьев измеряется на высоте 1,3 метра, в случае отсутствия ствола дерева – по диаметру пня срубленного дерева. Размер такс, предусмотрен приложениями N 13 к вышеупомянутому постановлению, и подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с незаконными рубкой хвойных пород, осуществляемыми в ноябре, декабре, январе; нарушением лесного законодательства в защитных лесах, особо защитных участках лесов.

В случае незаконной рубки в особо защитных участках защитных лесов, а также в лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах размер такс подлежит увеличению в 3 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства.

Размер такс подлежит увеличению в 5 раз при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Таким образом, возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, напрямую зависит от объема незаконно заготовленной древесины. При этом на его размер существенно увеличится в зависимости от породы незаконно заготовленной древесины, диаметра дерева, времени заготовки, расстояния до пунктов отгрузки древесины, чем ближе, тем выше разряд такс.

Граждане, незаконно заготовившие даже одно хвойное дерево в зимний период времени, близ населенного пункта рискуют быть подвержены уголовному наказанию по ст. 260 УК РФ, а также обязаны оплатить возмещение вреда, размер которого с учетом вышеуказанных такс существенно превышает стоимость законно приобретенной древесины.

Похожие записи

Влияние контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на систему расходования бюджетных средств органами местного самоуправления

Введена ответственность за неисполнение требований антитеррористической защищенности

Взыскание заработной платы в судебном порядке