Сообщения Прокуратуры Братского района

Правовые позиции, выработанные судебной практикой по отдельным актуальным вопросам предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг

Анализ обращений, поступающих в органы прокуратуры Братского района, в том числе на приемах граждан, позволяет сделать вывод о том, что отдельные вопросы в сфере предоставления услуг ЖКХ вызывают повышенный интерес у населения.

В этой связи, прокуратурой района с целью правого просвещения граждан приведена информация о правовых позициях судов по наиболее актуальным темам реализации гражданами прав на получение жилищно-коммунальных услуг. Прокуратурой района с целью ознакомления с судебными постановлениями заинтересованных лиц в каждом случае приведены даты и номера данных постановлений.

Так, суд признал незаконным установление розничной цены на природный газ, реализуемый населению, в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа. Увеличение цены для потребителей, у которых такой прибор отсутствует, неправомерно (Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2013 №46-АПГ13-10).

Согласно выводам Верховного Суда РФ, с нанимателей и собственников жилых помещений, проживающих в коммунальных квартирах, плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в соответствии с законом должна взиматься с 1 кв. м общей площади жилого помещения, а не конкретного изолированного жилого помещения – занимаемой комнаты (Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2013 № 5-АПГ13-26).

Орган государственной власти субъекта РФ не вправе определять норматив потребления газа населением при отсутствии в жилых помещениях приборов учета на основе такого показателя, как среднестатистическое количество членов семьи, поскольку этот критерий федеральным законодательством не предусмотрен (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7).

Иски о взыскании компенсации, предоставлявшейся ранее Министерством обороны РФ медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, при оплате ими жилищно-коммунальных услуг, должны предъявляться к этому Министерству (Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2012 № 58-В11-7).

Судом признан недействующим нормативный правовой акт региона о внесении изменении в адресную программу по капитальному ремонту домов, заключающихся в уменьшении объема финансирования на предыдущий (уже оконченный) финансовый год (Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2013 № 46-АПГ13-12).

При наличии у гражданина права на ежемесячную денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги по нескольким основаниям (например, как ветерану и как инвалиду), расчет размера ежемесячной денежной компенсации по всем видам жилищно-коммунальных услуг производится в соответствии с личным заявлением получателя по одному, выбранному им, основанию (Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 9-АПГ13-7).

Суд признал право ветерана боевых действий, фактически проживающего с членами своей семьи в служебном жилом помещении по договору найма, на получение льгот по оплате жилья, установленных Федеральным законом «О ветеранах», и признал незаконным отказ в предоставлении таких льгот по мотиву отсутствия регистрации по месту фактического проживания (Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2011 № 4-В11-6).

Действия энергоснабжающей и газоснабжающей организаций по прекращению поставок ресурсов в котельные, к сетям которых подключены граждане-потребители, своевременно оплачивающие жилищно-коммунальные услуги, признаны незаконными, нарушающими интересы населения (Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2011 № 86-Впр11-6).

В Определении Верховного Суда РФ от 18.06.2013 № АПЛ13-236 Верховный Суд РФ указал, что наниматели жилых помещений, как и собственники таковых, в силу закона обязаны оплачивать коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. В такой ситуации основания, на которых гражданин пользуется жилым помещением (право собственности или право проживания в муниципальной квартире по договору социального найма), значения не имеют.

При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению возможно использование показаний как индивидуальных приборов учета используемой тепловой энергии, так и индикаторов расхода теплоты, являющихся распределителями, используемыми при вертикальной системе отопления в многоквартирном доме (Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2013 № АКПИ13-540).

Отводы от первых стыковых соединений с ответвлениями от стояка канализации предназначены для подключения к внутридомовой инженерной системе водоотведения санитарно-технического оборудования, обслуживающего не более одной квартиры. Они не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, хотя и расположены внутри межэтажных перекрытий. Собственник жилого помещения несет ответственность за вред, причиненный в результате неисправности такого отвода в его квартиру (Решение Верховного Суда РФ от 17.06.2013 № АКПИ13-512).

Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета объема коммунальной услуги, размер платы собственников за эту услугу на общедомовые нужды не может превышать размера, рассчитанного по нормативу потребления на общедомовые нужды (за исключением отопления, к которому это правило не применяется). Иное допускается, когда общим собранием собственников принято решение о распределении вышеуказанного превышения между всеми жилыми и нежилыми помещениями дома. Если же такое решение собственниками не принято, исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания или ТСЖ, но не ресурсоснабжающая организация) оплачивает за счет собственных средств объем коммунальной услуги в размере указанного превышения (Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2013 № АКПИ13-205).

Если потребитель (например, собственник жилого помещения) совершил действия, свидетельствующие о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (в частности, пользуется водопроводом), договор на предоставление коммунальных услуг считается заключенным с ним на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в том числе он обязан оплачивать потребленные ресурсы (Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2013 №АКПИ12-1631).

Расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании приборов учета только после их ввода в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы, а до этого момента – с использованием нормативов, установленных для потребителей, не имеющих счетчиков (Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2012 № АПЛ12-684).

Старший помощник прокурора Братского района

юрист 2 класса                                                                                                          А.В. Каминский

Похожие записи

Установление порядка формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде

Изменения в области миграционного законодательства

Прокуратура Братского района уведомляет