Николаевский завод

Николаевский завод: один из самых крупных в России, построенный у Долоновки

Николаевский завод: один из самых крупных в России, построенный у Долоновки

Сейчас трудно и представить, что в Братском районе, на реке Долоновка, в том месте, где сейчас раскинулся залив, недалеко от поселка Тарма, с конца XVIII до начала XIX века работал настоящий индустриальный гигант, одно из крупнейших предприятий Сибири – Николаевский чугунолитейный, железоделательный завод. Он снабжал всю Сибирь различными товарами. В каждом доме имелись изделия Николаевского завода – будь то утюги, ножи, сковороды, ботала, прихваты, чугунки, чайники или масленки. Иные могли похвастать клеймеными вафельницами или витиеватого вида пепельницами. В хозяйстве применяли плуги, топоры, бороны местного завода. Отливали на предприятии иконы и кресты, надгробия. В числе производимых на Николаевском заводе товаров было все – начиная от гвоздей и чугунков и заканчивая рельсами и пароходами.

Во время возведения Братской ГЭС Николаевский завод, к тому времени уже прекративший деятельность, попал в зону затопления и ушел под воду. Завод исчез, и время не оставило от него ничего – лишь только знак, установленный в 1990 году на берегу водохранилища, в районе нежилой сопки, напоминает о его существовании. Но, конечно, осталось множество интереснейших фактов, связанных с историей предприятия, – фотографий, документов и, конечно, металлических изделий, иные из которых и по сей день в обиходе, как, к примеру, почти вечные сковороды или ступки. Факты «биографии» Николаевского завода, сведения о его огромной роли в жизни Братского района, Приангарья, да и всей России собирались по крупицам сотрудниками Братского городского объединенного музея. Все эти уникальные данные недавно были представлены на экспозиции «Первый завод Братска», в Доме-музее Рябикова.

Строительство завода как дело государственной важности

Чтобы оценить масштабы Николаевского завода, надо сказать, что в 19 веке он входил в десятку крупнейших заводов России! А началась его история, когда в 18 веке в Братском районе возле Долоново, Кежмы, Ермаковки и Красного Яра обнаружили железную руду, Исторические источники упоминают крестьянина Герасима ПОПОВА, который обнаружил железную руду 25 километрах к юго-западу от Братского острога. После этого на государственном уровне было принято решение об освоении месторождений и строительстве завода. На средства государственного бюджета в 1845 году началось строительство. Государственный заемный банк выдал 137 117 рублей. Предприятие основали в 20 верстах от поселения Братский острог. Уже через два года был выдан первый чугун. А строительство продолжалось. Возводился Николаевский завод более 10 лет ссыльными каторжными среди тайги. Руководил работами полковник (позднее генерал-майор) Бароцци де ЭЛЬС, начальник горного отделения Главного Управления Восточной Сибири.

С начала действия завода пущены в действие доменная печь, девять кричных горнов и молотов, стан для прокатки железа и вагранка для отливки чугунных изделий. Деревянные воздуходувные меха и кричные механизмы приводились в движение вододействующими колесами. Для этого река Долоновка была перегорожена 107-метровой плотиной, где и образовался пруд.

Постепенно по берегам Долоновки возник поселок с мастерскими, конторой, складами, казармой для воинской команды, гауптвахтой, магазинами, банями, конюшнями. В поселении Николаевского завода действует больница на 13 кроватей и с аптекой под надзором врача, есть дом призрения для престарелых рабочих, 2 школы – мужская и женская, училище. В селении построена церковь. В пору активного развития предприятия в заводском селении насчитывалось 350 хозяйств и 2 400 жителей.

К 1854 году добыча руды составляет более 2 253 тонн, из которой выплавлено 994,2 тонны чугуна и чугунных изделий. Продукция завода перевозилась по рекам. Ассортимент заводской продукции в те годы был весьма широк – по номенклатуре 107 видов изделий из железа и 73 – из чугуна.

Расцвет предприятия

Содержание Николаевского завода обходилось государству дорого. Себестоимость продукции была в два раза выше, чем на уральских заводах, оборудованных мощными домнами. Возникают проблемы с персоналом. Производством руководили мастеровые, временно направленные с Урала, только пока им выплачивали льготное жалованье. А рабочие-каторжане чаще всего покидали завод, едва заканчивался срок каторжных работ. Училище при заводе на 12 человек не успевало готовить новых мастеровых. И в1864 году завод передают в частные руки – братьям Трапезниковым. Было вложено немало средств на перевооружение, но ожидания не оправдались. Завод был продан купцу Лаврентьеву. И это время стало не лучшим.

Коренным образом переломить обстановку на заводе удалось братьям БУТИНЫМ, которые приобрели предприятие в 1874 году. Бутины завершили реконструкцию завода, оснастив современной для того времени техникой. Было введено горячее дутье, построены мартены. В результате повысилась производительность труда, предприятие заработало с прибылью. Изделия завода экспонировались на всемирных промышленных выставках. За то, что удалось вывести убыточное предприятие в прибыльное, хозяин завода Михаил Бутин был награжден орденом Святой Анны III степени и Большой Золотой медалью Европейского научного общества, а управляющему Николаю ГЛОТОВУ вручили медаль «За усердие» на Станиславскую ленту. Он организовал на заводе строительство пароходов. В 1981 году Глотов записал: «До настоящего времени Николаевский завод изготовил 2 локомобиля, 34 паровых машины, 32 паровых котла и построил 9 пароходов». Продукция Николаевского завода пользовалась большим спросом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Завод входил в десятку сильнейших металлургических предприятий России. На Всемирной Парижской выставке Николаевский завод был удостоен серебряной медали, а Михаил Бутин за развитие промышленности в Сибири был избран действительным членом Парижской национальной академии. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и постройку 125-сильного парохода «Нерчуган» заводу присуждена высшая награда – Государственный герб Российского Государства.

Ирония судьбы

В 1891году, когда в России решено проложить Транссибирскую магистраль, Николаевский завод получил от правительства заказ на 3 миллиона рублей – на изготовление рельсов. Чтобы выполнить важный заказ, в 1892 году рядом с Краснояровским рудником, вблизи деревни Лучиха, начато строительство Лучихинского железоделательного завода – в 16 километрах от главного Николаевского завода. По имеющимся данным, в 1897 году на нем работали 250 человек. Здесь стали выплавлять чугун, который на пароходах доставляли на головное предприятие и изготовляли там железо, сталь, различные изделия.

К 1898 году Николаевским заводом было построено 13 пароходов, количество работающих выросло с 450 до 1 200 человек. По производству чугуна предприятие вышло на первое место в Сибири. Но через год наступает кризис производства, вызванный банкротством Бутиных (в засушливое лето их пароходство потерпело огромные убытки). Кроме того, по иронии судьбы, по только что построенной железной дороге в регион стал поступать уральский металл. И даже известный предприниматель, новый владелец Николаевского завода Савва МАМОНТОВ не смог исправить ситуацию. Не имея возможности расплатиться по кредитам с Международным банком и другими кредиторами, в 1899году он остановил производство. Около 5 тысяч человек остались без работы. Начались массовые волнения. Управляющий вызвал жандармов. Но чтобы еще больше не накалять ситуацию, их пришлось отозвать обратно, а забастовщикам выдали деньги и продукты. Через год проблемы не разрешились: когда администрация по делам Николаевского завода просили выслать в Москву деньги, то получила ответ: ” Просим расчет, уйдем все. Положение критическое: денег и хлеба нет”.

Новые попытки возрождения

В 1902 году в Москве принято постановление о передаче Николаевского завода в аренду группе петербургских капиталистов. Деятельность завода должна быть возобновлена в 1903 году, арендаторы обязаны выплачивать 200 000 рублей арендной платы ежегодно. Им предоставляется возможность построить железную дорогу от завода до ст. Тулун, либо Курзан, или же до Братского острога на Ангаре. Арендаторы входят в соглашение с углепромышленниками на участке Головинская – Черемхово о поставке каменного угля для работы завода. И завод работал. Но начались предреволюционные волнения. А в марте 1917 года группа РСДРП Николаевского завода провела совещание политических ссыльных. По настоянию большевиков были арестованы полицейский пристав, урядник, обезоружены полицейские. На заводе был введен 8-часовой рабочий день, увеличена заработная плата, установлены твердые цены на продукты питания. О том, что в стране произошла революция, рабочим объявили в ноябре. И заводчане решили, что им теперь следует избрать Совет рабочих депутатов.

Еще одна попытка возрождения производства Николаевского и Лучихинского заводов была предпринята товариществом “В. Г. Столль и Ко”. Но в 1918 году “Компания Столля” отказалась финансировать завод. В этой ситуации местный Совет рабочих депутатов решил считать завод национализированным. В конце июля – начале августа 1919 года иркутским колчаковским штабом получены известия о появлении первых партизанских отрядов в Братской волости. Николаевский завод был захвачен партизанским отрядом Замедянского, в который влилось 250 рабочих.

В 1921 году Лучихинский и Николаевский металлургические заводы были пущены, заново построили мартеновский цех. Крестьяне Братской волости подвезли 55 тыс. пудов руды, и предприятия заработали. Но предприятие оказалось нерентабельным. В периодс 1923 по 1924 годы, в связи с большой задолженностью перед государством постановлением высшего хозяйственного органа – губернского экономического совещания – трест “Ангарметалл” расформировался. Николаевский и Лучихинский заводы закрыты. Пригодное оборудование было вывезено в Черемхово, Усолье-Сибирское и Тельму…

Ирина ПРОКОПЕНКО

Bezimeni-3 11Image00004Image00001Image00005Image00002Image00003